НОВЫЙ СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАДИАТОРАОТ СОСТОЯНИЯ радиатора в большой степени зависит надежность работы мотора, а между тем этой части машины уделяют сравнительно мало внимания. Весьма частое явление — течь в радиаторе, причины которой необходимо искать в раз'ецающем действии радиаторной воды.Дырки в радиаторных стенках обычно образуются под каменистыми отложениями, так как в пустотах между стенкой и коркой задерживаются наиболее вредные частицы находящиеся в воде. Новейшие изыскания в области физической и коллоидальной химии помогли найти сред-Слева—каменистые отложения на стенках радиатора. Справа—дыры на пластинах от раз'едания солями Как известно, обычно употребляемая вода никогда не бывает абсолютно чистой и содержит в себе в различных количествах растворенные соли. При нагревании воды эти соли вследствие испарения выпадают в нерастворимом виде и осаждаясь на стенках радиатора образуют каменистую корку, так называемый „котельный" или „водяной" камень (см. фото). Теплопроводность этих отложений, состоящих преимущественно из углекислых солей кальция и магнезии, чрезвычайно незначительна. Это приводит неизменно к нарушению работы всей охлаждающей системы. Следствием является опасный перегрев воды, доводящий ее до кипения. В дальнейшем материал, из которого сделаны трубки и пластинки радиатора постепенно медленно разрушается изтза появления ржавчины и раз'едания. Это следует отнести за счет солей-хлоридов и небольшого количества кислорода и угольной кислоты. Внешним признаком этих явлений служит выливающаяся при опорожнении радиатора грязноватая ржавая жижица. . . Явления раз'едания не исключены даже при наполнении радиатора дистиллированной или дождевой водой (специалисты знают, что эти явления при дистиллированной воде еще более сильны, чем при водопроводной воде). ства, обезвреживающие действие воды на радиатор. Опыты показали, что при прибавлении небольших количеств так называемых суспензоидных коллоидов к охлаждающей воде исключается возможность образования корки. Отдельные частицы суспензоидных коллоидов величиной не более 1/10000—1/1000СО Мц и не различимы в самый сильный микроскоп. Благодаря необычайно сильной способности коллоидов притягивать все каменистые образования, последние удается удержать вдали от стенок радиатора. В результате многих исследований установлено, что наиболее сильное действие оказывает коллоидальный углерод. За границей уже выпущен в продажу специальный препарат, состоящий из особо очищенного и приготовленного графита, являющийся сильнодействующим средством против раз'едания и ржавчины. Препарат кроме того разрушает уже имеющиеся каменистые отложения, что обнаруживает из'еденные места, откуда начинается течь. Тем более необходимо предотвратить эти вредные отложения с самого начала, применяя эти средства для еще не работавших или мало работавших радиаторов. Инж. П. М.ОЧЕРЕДНЫЕ КНИЖКИ БИБЛИОТЕКИ » ЗА РУЛЕМ". Вышли в свет: Вып. 12. Инж. Д. Я рошев - Дорожные машины. Bi in. 13 — 14. М. Д ьяков — Современные мотоциклы. Находятся в печати: П роф . Е. А. Ч удаков — Зажигание в автомобильном двигателе. . Готовятся к печати: А Штейнер — Механический безрельсовый транспорт в военном деле. Инж. А, П опов — Краткое руководство по устройству тракторов „Фордзон" и -Интернационал".27