недостатки советского никеля заключаются в его обработке. Сейчас никель отправлен на исследование в лабораторию тепловых двига- • телей, где будет проверена его термическая обработка. Результаты исследования дадут возможность улучшить в типе Ф — 8 эту деталь свечи. Однако, основной „недостаток свечи" не в ней самой, а в... обращающихся с ней руках. На заводе проводят целый ряд приемов, почерпнутых из „широкой практики" наших доморощенных шоферов,—приемов, гибельно влияющих на долговечность свечи, будь она хоть целиком изготовлена из стали. Не имея ключа, шофёры и трактористы подчас просто зуби ­ л омвыколачиваютсвечу , отчего фарфор превращается в крошево. Завинчивая,же свечу, шоферы берутся ключей не за гайку корпуса, а за... нипель! Результаты потрясающие,— свеча тут же выходит из строя. С этой автонекультурностью, с этим варварством следует повести беспощадную войну, ибо в перспективе сплошной автомобилизации СССР мы не можем соединить автомобильный мотор со старой „рассейской" дикостью, которая уравнивает обращение с мотором и „обращение" с телегой! Советская автосвеча завоевывает прочное место в общей системе социалистического строительства. Автосвеча вправе требовать культурного обращения с нею.Ленинград ЕВГ. ТерНИКЧТО МЕШАЕТ УСПЕХУ ДОРОЖНОЙ ПОВИННОСТИЛАВНЫМ дефектом на дорожных работах, проводимых в порядке трудовой дорожной повинности, является прежде всего то, что на эти работы установился ложный взгляд как на местах, так ив высших планирующих органах. Многие считают, что дорожные работы в порядке трудповинности возможно проводить значительно проще, чем дорожные работы, выполняемые на деньги, отпускаемые по бюджету. Считают, что при работах за счет повинности возможно обойтись с гораздо меньшим техническим надзором, что эти работы не требуют ни предварительных технических изысканий, ни разработанных проектов, ни всего того, что обязательно при дорожных работах, выполняемых за счет бюджетных ассигнований. Такой взгля нетольколегкомыслениложен , но исугубовреден , ибо ясно даже и не для специ? 'истов дорожников, что всякая дорожная работа, которую, хотят выполнить хорошо, требует совершенно одинакового технического и производственного подхода, вне зависимости от того на какие средства эта работа производится. Больше того, работы проводимые в порядке трудовой дорожной повинности выполнять технически' правильно труднее, чем дорожные работы за счет бюджетных ассигнований, так как при трудовом участии населения гораздо сложнее правильно поставить организационную сторону дела. При трудповинности квалифицированных рабочих почти нет, а чернорабочая масса быстро сменяется, не обучена основным сноровкам и не имеет тех навыков, которые присущи рабочим, постоянно работающим на дорогах. Наконец, в трудовой дорожной повинности участвуют в значительной степени и женщины. Проводим ли мы дорожные работы по трудповинности по заранее разработанным проектам? Нет, не проводим. Исключением являются те случаи, когда население привлекается в порядке трудповинности как подсобная рабочая силаГдля валовых земляных работ и для заготовки камнематериалов при постройке государственных или окружных дорог, строящихся по проектам. Как же идет дело на прочих массовых дорожных работах? 100 проц. капитальных работ (капитальный ремонт, новые работы и реконструкция, новое строительство) на районных и сельских дорогах производится без предварительных изысканий, без проектов, по старому направлению. А как вьются наши районные и сельские дороги известно всем. В большинстве, если расстояние между двумя деревнями по прямой (по воздушной линии), скажем, равно 10 км, то по дороге оно вI1 /. или в2 раза больше. Эти дороги - в ьюны остались от старого режима, от обхода частновладельческих земель, помещичьих и церковных усадеб. И вот такую накрученнуюдорогу капитально ремонтируют или реконструируют без спрямлениянаправления . Все это оттого, что на местах—-в районах—нет инженерно-технического персонала, нет производственногоплана , н ет проекта. Но и это не все, самый ремонт производится настолько скверно, что дорога после ремонта зачастую становится более непроезжей, чем была до ремонта. Канавы роются там, где они не нужны, делают их неправильно, вместо правильных канав возводятся рвы с отвесными стенками, переездов через них не делают и, если заехал кто на отремонтированную дорогу с такими канавами, то хоть пропадай — ни повернуться, ни раз'ехаться. Крестьянин роет без навыков, без знания, роет неумело, а указать ему некому, нет необходимого количества техников, нет дорожных мастеров и десятников. Энергичное вмешательство советской общественности должно положить конец легкомысленному отношению к важнейшей проблеме борьбы с бездорожьем, Минск -ШейковскийБ ЕЗДОРОЖЬЕ — В РАГАВТОМОБИЛИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА26