о делиТехника за рубежом1 970г одаЕМЕИСТВО БМВТОВАЯJ J «ШКОДА*Недавнее 75-летие завод «Шкода» (ЧССР) отметил новой моделью легкового автомобиля. Семейство «Ш» пришло на смену известным «Шкодам МБ». Как и прежде, выпускается три разновидности малолитражки: две модификации машины с3 двигателем рабочим объемом 988 см (стандартное исполнение н «де 3 люкс») и одна — с литражом 1107 см (только в оформлении «де люкс»). Индексы, присвоенные заводом этим моделям, — соответственно Ш100, Ш100Л н Ш110Л. Двигатели первых двух развивают 43 л. с. и не отличаются от тех, что ставились на «Шкоде-ЮООМБ». У «Ш110Л» степень сжатия повышена до 8,8 и увеличен диаметр впускных клапанов. Это позволило поднять мощность мотора до 49 л. с. при 4900 об/мин. Вырос до 8,6 кгм крутящий момент. В итоге — машина располагает хорошей динамикой разгона. Чтобы достичь скорости 100 км/час, «Шкоде НИ ЮЛ» требуется всего 20 секунд (против 24 секунд у Ш100Л). Скорость моделей Ш100 и Ш100Л составляет 125 км/час, а у Ш110Л — 135 км/час. Однако машина с 1100-кубовым двигателем расходует топлива в зависимости от условий движения 6,6 — 9,5 л/100 км, а 1000-кубовая гг- на 0,5 меньше.Изменился по сравнению со «Шкодой-ЮООМБ» внешний вид и отчасти конструкция кузова. Основание его осталось то же, но панели, стойки, крылья и крыша новые. Усилены крыша и средняя стойка, задняя стойка стала значительно шире. Конструкторы много внимания уделили обеспечению безопасности и комфорта. Основа безопасности — тормоза. На новых «шкодах» передние тормоза — дисковые, значительно более эффективные. чем старые, колодочные. Гидравлический привод — раздельный для передних и задних колес. Вот еще некоторые усовершенствования, введенные заводом на новых моделях. Лобовое стекло — триплекс, остальные — закаленные безосколочные. Щиток приборов и стойки покрыты мягкой обивкой. Руль с утопленной ступицей. Сиденья новой конструкции, так называемые анатомические. Предусмотрено крепление ремней безопасности для всех сидений. Асимметричные, увеличенные по размеру фары облегчают движение в темноте, а четырехскоростной стеклоочиститель с увеличенным до 300 мм щетками обеспечивает видимость при любом дожде или снеге. Задние четырехсекционные фонари расположены горизонтально, а подфарники удобно «вписались» в углы переднего бампера. Важным усовершенствованием следует считать применение в ряде узлов вместо обычных шарниров так называемых самосмазывающихся втулок. Вместо одиннадцати точек смазки, которые были на шарнирах переднего моста и рулевых тягах предыдущей модели «Шкода», на новой — лишь четыре. Шарниры рулевых тяг не смазываются за весь срок службы автомобиля, а в остальные втулт?и через каждые 10 тысяч километров ьробега закладывается специальная смазка. Таким образом, существенно снижена трудоемкость обслуживания.«Шкода Ш100Л». Под эмблемой завода на переднем крыле расположена горловика бензобака.Так изменилась задняя новой «Шкоды».частькузоваВ последние годы на европейских и особенно на американских рынках повысился спрос на мощные мотоциклы 3 классов 500—750 см , способные по динамике и скорости поспорить со спортивными автомобилями. Старейшие английские и итальянские фирмы, строившие такие машины и постоянно испытывающие трудности сбыта, откликнулись выпуском новых моделей, снабженных ставшими вдруг модными четырехтактными двигателями с двумя и даже тремя расположенными в ряд поперек рамы цилиндрами. Не отстали от них японцы, выбросившие на рынок четырехцилиндровую «Хонду-КБ-750». Свой «кусок» от новоиспеченного пирога намерена отхватить и известная автомобильная и мотоциклетная фирма БМВ (ФРГ). Во франкфуртском автосалоне она показала новое семейство мотоциклов. состоящее из трех машин: 3Р50/5 (500 см 3 ), Р60/5 (600 см3), Р75/5 (750 см ). На освоение их производства планируется затратить 10 миллионов марок. Фирма, однако, идет на это, предвидя в сложившихся условиях солидный барыш. В конструкции новых мотоциклов БМВ сохранены характерные черты предшественников — четырехтактный воздушного охлаждения двигатель с двумя оппозитными цилиндрами и штанговым приводом клапанов, карданный вал главной передачи, проходящий в правом пере задней маятниковой вилки, телескопическая передняя вилка. Двигатели семейства различаются в основном рабочим объемом: у них цилиндры и поршни разного диаметра (67; 73,5 и 82 мм) при одинаковом ходе поршня (70,6 мм). Кроме того, две «старших» модели снабжены размещенным I над двигателем электрическим стартером; за дополнительную плату он может быть установлен и на Р50/5. г В конструкции двигателей применено много решений, заимствованных в автомобилестроении. Это, прежде всего, вкладыши подшипников нижней головки шатуна (кстати, шатуны и вкладыши взяты от автомобиля БМВ-1800), цельнокованный коленчатый вал, сухое однодисковое сцепление с диафрагменной пружиной, обеспечивающей более равномерное прилегание дисков, коробка передач с тремя валами. Каждый цилиндр снабжен карбюратором с центральной поплавковой камерой, благодаря которой подача топлива при наклоне мотоцикла не изменяется. Распределительный вал теперь располагается под коленчатым (что улучшает смазку) и приводится двухрядной цепью, а не шестернями, как было прежде. Четырехступенчатая коробка передач управляется ножной педалью на одноплечем рычаге. На конце промежуточного вала закреплен «крест» коловратного масляного насоса двигателя. тельно сокращается число дорожных происшествий. Безопасность прежде всего! Для чего нужны такси? Простому пешеходу известно только, что уж никак не для перевозки пассажиров. В действительности такси являются христианским учреждением. Они призваны учить водителей скромности и смирению. Они отучают нас от самоуверенности; они напоминают, что никогда нельзя знать, что принесет нам следующее мгновение, сможем ли мы ехать дальше или в нас врежется такси, «...и будешь денно и нощно в страхе, и не будет веры в жизнь» (Второзаконие, гл. 28, стих 66). Когда бы вы ни остановили машину в Сити, Вест Энде, в тысячах других мест, к вам тут же бросаются двое или трое полицейских и заявляют, что вы не имеете права ставить машину здесь . А где можно? Они пожимают плечами. Есть пара мест на Южном побережье ив деревушке под названием Минчинхэмптон. Там могут оста-8З а рулемДж. МикешВодить автомобиль в Англии — почти то же самое, что ив любом другой мест*. Смена проколотого колеса на ветру и дожде доставляет примерно такое же удовольствие в предместьях Лондона, к акив предместьях Рио-деЖанейро; попытки завести мотор рукояткой в холодную погоду развлекает • Москве точно таи же, к акив Манчестере; грубо округленное соотношение 50 на 50 между ездойипод ­ талкиванием машины сохраняется как • Сиднее, т ак , и в Эдинбурге. Однако существуют некоторые характерные черты, о которых обязан помнить английский водитель. В английских городах принято трид-цатимильное (около 50 км/час — ред.) ограничение скорости, и полиция не сводит бдительного ока с нарушителей правил. Борьба с лихачеством ведется в духе лучших английских детективных традиций. Практически невозможно обнаружить, преследует вас полицейская машина или нет. 'Все же существуют некоторые признаки, которые могут быть полезны для людей выдающегося ума и очень острой наблюдательности. Во-первых, полиция всегда пользуется машинами марки «Уолсли» голубого цвета; во-вторых, в них сидят по трое полицейских в форме; и наконец, спереди и сзади на этих машинах большими печатными буквами написано слово «полиция», которое в темные часы подсвечивается. Думаю, что i Англия единственная в мире страна, где вы должны при стояние оставлять включенными подфарники даже на залитой светом улице. Преимущество этого состоит в том, что аккумулятор садится, машина уже не заводится, а следовательно, значи30