16
17
шшшшшшш шм&ИЖЕВСКИЕ И КОВРОВСКИЕМотоциклостроители давно оценили важное значение спорта и неустанно ведут работу над специально для этой цели предназначенными машинами. Особое внимание они уделяют мотоциклам, рассчитанным на широкую сеть мотоклубов и секций. В нынешнем году Ижевский" и Ковровский заводы развернули выпуск новых машин для соревнований, входящих в программу Спартакиады. Ижевский завод уже в прошлом году приступил к постройке мотоциклов ИЖ-К11 (для кросса) и ИЖ-М11 (для многоборья). Они представляют собой дальнейшее развитие моделей ИЖ-64К и ИЖ-64М (см. «За рулем». 1967, № 5). Новые мотоциклы на 5 кг легче своих предшественников, у них передние колеса размером 3,25—21 вместо 3,25—19, удобнее посадка водителя и двигатель, прибавивший 5 л. с. мощности. Несколько сотен этих машин автомотоклубы получат уже в нынешнем году. Кроме того, завод планирует изготовить партию мотоциклов для кольцевых гонок. Они будут снабжены двухцилиндровым (347 см3) двигателем «ИЖ-Юпитер-3», форсированным с 25 до 35 л. с. При весе без обтекателя 122 кг ИЖ-Ш11 сможет развивать 160 км/час. Ковровский завод также взялся за мелкосерийное производство кольцевых машин. Первые десять «Восходов-175ШК» поступили в клубы еще в прошлом году. Эта модель снабжена двигателем класса 3 175 см , таким же, что ставится на кроссовые и многодневные модели 175СК и 175СМ. Для нового мотоцикла сделана специальная дуплексная рама, увеличенный бак, колеса с 19-дюймовыми ободами, обтекатель из стеклопластика. Одновременно подверглись модернизации обе существующие спортивные модели, выпускаемые серийно. Замена чугунного цилиндра алюминиевым, усовершенствование формы перепускных каналов и другие нововведения позволили поднять мощность 175-кубовых моторов до 14 л. с , а 250-кубовых — до 18 л. с. Изменениям подверглась и экипажная часть, появились откидные подножки, алюминиевые ступицы колес. Модель 175СМ (для многоборья) весит теперь ' 104 кг, а кроссовые 175СК и 250СК — соответственно 97 и 99 кг. Названные здесь мощности — это гарантированные (минимальные) показатели. Индивидуальной доводкой удается получить более высокие результаты. Так, исследования, проведенные заводами, поСкоро — финальные соревнования V Спартакиады по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В ее програм3 ме мотокросс на машинах классов 350 и 175 см , кольцевые мотогонки, многоборье. Сотни тысяч спортсменов из районных, областных, краевых и республиканских автомотоклубов ДОСААФ вышли в нынешнем году на старты. Спартакиада умножила ряды приверженцев моторного спорта. В этом номере мы знакомим читателей с мотоциклами, которые выпускают или готовят к выпуску наши заводы для кросса, многодневки и кольцевых гонок. Это последние модели, и рассчитаны они на рядовых спортсменов. Распределяет машины ЦК ДОСААФ по заявкам спортивных организаций. казали, что двигатель мотоцикла «Восход-175ШК» можно в отдельных случаях форсировать до 18—19 л. с , а ИЖ-Ш11 — до 45 и даже до 50 л. с. Рецепты достижения таких мощностей еще дать нельзя, но для опытных спортсменов эти цифры могут служить ориентиром. А над чем будут работать заводы в ближайшие годы? К 1973 году они планируют завершить доводку новых машин. Ижевцы готовят кроссовую модель ИЖ-К14 (один цилиндр, 346 см 3 , 28 л. с . 128 кг) и ее разновидность для многоборья ИЖ-М14, 'отличающуюся дополнительным оборудованием, а следовательно, и весом (130 кг). Одновременно развернется работа над ИЖ-Ш12 (два цилиндра, 347 см 3 , 40 л. с , 120 кг, 170 км/час), предназначенным для соревнований на кольце. Ковровский завод рассчитывает за это же время освоить более совершенные двигатели своих традиционных классов, которые достигнут мощности соответственно 18 и 23 л. с. Вес мотоцикла класса 175 см 3 для кольцевых гонок будет снижен до 82 кг, кроссовых моделей — до 96 (175 см3) и 98 кг (250 см 3 ) и машины для многоборья (175 см3) — до 102 кг. Говоря о планах выпуска спортивных мотоциклов, нельзя не отметить препятствий. сдерживающих его расширение. Мотозаводы сейчас в состоянии изготовить нужное клубам количество машин. Но предприятия-смежники пока не могут обеспечить их необходимыми комплектующими изделиями. Ленинградский карбюраторный завод не наладил производства карбюратора К-194 с центральной поплавковой камерой. Низка еще надежность свечей. И наконец, совершенно неблагополучно обстоит дело с шатунными подшипниками, от которых в значительной мере зависит надежность и долговечность коленчатого вала. До сих лор мотозаводы вынуждены делать эти детали своими силами, в то время как .заводы подшипников, располагающие большими техническими возможностями, остаются в стороне. Наша задача — дать широким массам спортсменов надежный и доступный мотоцикл. И решать ее нужно сообща, не полагаясь на одни лишь мотоциклетные заводы. А. ЮДИН. инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССРМИНСКИЕЧасто бывает так. Приходит в мотосекцию юноша. Его подводят к старому или разбитому мотоциклу и говорят: «Восстановишь • будет у тебя спортивная ма— шина». А попробуй восстановить — запчастей нет и опыта тоже.. Вот порой н уходит парнишка, так и не узнав, что такое мотокросс. Помочь начинающим спортсменам взялся коллектив Минского мотовелозавода. Специально для них было решено создать спортивный мотоцикл на основе дорожного М-105. Чтобы обеспечить серийное производство и небольшую стоимость новой машины, конструкторы пошли по пути максимального использования деталей и узлов базовой модели и возможности сборки спортивной модификации на существующем конвейере. Эти требования удалось успешно выполнить. Новую машину — она получила обозначение М-208С — многие мотоклубы получили уже в прошлом году. При первом взгляде на нее заметны признаки кроссового мотоцикла: высокий «спортивный» руль, укороченный щиток заднего колеса и поднятый переднего, отсутствие приборов освещения, шины с высокими грунтозацепами: на переднем колесе — модели Л-171 (размером 2,75—21) и на заднем — модели Л-173 (размером 3,00 —19) и, наконец, таблички для номеров. От М-105 кроссовый М-208С отличается не только внешне. Зубчатка заднего колеса (Z = 63) крепится к тормозному барабану восемью болтами Мб. Ее можно быстро заменить другой, когда надо приспособиться к условиям трассы. Несущие трубы передней вилки удлинены на 30 мм, чтобы при полном сжатии пружин колесо большего диаметра не задевало за крыло. В ступицах колес установлены шарикоподшипники № 202 вместо № 201 у М-105. Соответственно увеличен диаметр передней и задней осей, диаметр отверстий в наконечниках скользящих труб передней вилки, в перьях вилки задней подвески, опорных дисках тормозов. Подушечное седло и удобный «спортивный» руль обеспечивают хорошую посадку спортсмена. На руле установлены быстродействующая ручка управления дросселем и литые рычаги сцепления ил ручного тормоза с шариками диаметром 20 мм на концах. Кронштейны рычагов приварены к трубе руля. В связи с удлинением передней вилки и применением нового руля все тросы управления длиннее, чем у М-105. М-208С снабжен двигателем М-105, форсированным до 8 л. с. Основные размеры мотоцикла: база — 1230 мм, длина — 1960 мм, дорожный просвет — 135 мм, высота — 1020 мм. Сухой вес — не более 85 кг. Г. ПИЛЮКЕВИЧ, инженер-конструктор г. МинскПередний двухкулачковый тормоз ИЖ-Ш11. Двигатель мотоцикла «Восход-175ШК».16 ©Ж ©IFiiiiiu»!!iis::»i*;sii(::uiH*Hi:::fi!1. «Восход-175ШК» для кольцевых гонок (обтекатель снят). Двигатель61,75x58 мм, 174 см 3 , 14 л. с. Карбюратор — К-28Б. Число передач — 4. Вес — 85 нг. Шины — 3,00 — 19. Скорость — 125 км/час. Максимальный угол наклона — $5 градусов.2. ИЖ-М11 для соревнований по много3 борью. Двигатель — 72x85 мм, 346 см , 25 л. с. Карбюратор — К-36. Число передач — 4. Вес — 1 35 кг. Дорожный просвет—190 мм. Скорость — 125 км/час.3. ИЖ-Ш11 для кольцевых гонок. Двигатель — два цилиндра (61,75x58 мм), 347 см 1 , 35 л. с. Зажигание с двумя свечами на цилиндр. Число передач — 4. Рама — двойная. Шины размером 3,00 — 19 спереди и 3,25 — 19 сзади. Вес (без обтеиателя) — 122 кг. Скорость — 160 км/час. Максимальный угол наклона — 55 градусов. 4. «Восход-175СК» для кроссов. Двигатель — 174 см 1 , 14 л. с. Карбюратор — К-28Б. Вес — 97 кг. Дорожный просвет — 205 мм. Размер шин — 3,00 — 21 (спереди) и 3,50 — 19 (сзади). Скорость — 95 км/час.5. М-208С для кроссов. Двигатель — 125 см', 8 л. с. Вес — 85 кг. Дорожный просвет — 135 мм.