Новости, события, фактыГОЛОСА МОЛОДЫХСоревнования по мотокроссу будут в нынешнем году одним из важных событий V Спартакиады по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. К аж . дый старт спортсмены стараются использовать кан очередной этап подготовк ик финальным поединкам. Не стал в этом отношении исключением к чемпионат СССР по мотонроссу в классах 250 3и 500 см . Рекордное за последние годы число участников, которое собрало это первеи. ство, достаточно ясно показало, что первые этапы, состоявшиеся на трассах Тбилиси и Сухуми, стали для гонщиков «разведкой боем» перед будущими спартакиадными стартами. Особенно внушительно на соревнованиях были представ- | лены Российская Федерация, У краина , | Латвия и Ленинград. И еще одна черта нынешнего чемпионата. Еще никогда ере. дн его участников не было так много молодых гонщиков и никогда они не заявляли о себе с такой уверенностью, нак на двух первых этапах — т Тбилиси иСУХУМИ*На страницах журнала уже шла речь о принципах действия противоугонных устройств («За рулем», 1967, № 1 ; 1968, № 7). Сегодня познакомим читателей с «электронным сторожем», который над ежно служит уже более пяти лет свое му хозяину — инструктору Московского клуба автомототуристов Ю. Н. С еме ­ нову.НАДЕЖНЫЙ „С ТОРОЖ "Особенно чувствовалось превосходство тех молодых гонщиков, которые в по. следние годы были включены в составы сборных команд страны. Речь идет прежде всего о Владимире Кавннове, Анатолий Мандриченко, Геннадии Моисееве, Павле Рулеве (250 см 3 ), Михаиле Растворцеве, Витаутсе Донисе и Алексее Ки бирине (500 см 3 ). Эти спортсмены выгод. но отличаются от многих других умением проходить трассу в высоком темпе, разнообразным арсеналом тактических средств. В прошлом году В. КавиНову, отлично выступившему на заключительных этапах чемпионата, все же не удалось догнать по набранным очнам Л . Шинкаренко. Ныне молодой гонщик решил не тра . тить времени на раСкачку и стал «ковать золото» с самого начала первенства страны. Выиграв гонки в Тбилиси и Сухуми, он стал лидером соревнований. Г этап (Тбилиси). ' 2 50с мЗ; 1 . В. Кавинов (Львов), 2. Л . Шинкаренно (Киев), 3. А. Мандриченко (Кишинев), 4. Г. Моисеев,' 5. П. Рулев, б. А. Бочков (все — Ленинград); 5 00с мЗ: 1 . В. Краснощекое (Ковров), 2. В. Погребняк (Киев), 3. В. Овчинников (Кишинев), 4. А. Клдиашвили (Тбилиси), 5. А. Лебедев (ГСВГ), 6. А. Ангерс (Вентспилс). II этап (С ухум и). 2 50с мЭ; 1. В. Кавинов, 2. Г. Моисеев, 3. Л. Шинкаренно, 4. А. Мандриченко, 5. П. Рулев, б. В. К а ­ линин (Ленинград); 500 см3 : 1. М. Растворцев (Ленинград), 2. Г. Драугс, 3. В. Донне (оба — Рига), 4. В. Краснощекое, 5. А. Кибирин (Львов), 6. В. Овчинников.Р ис . 1. Схема противоугонной сигнализации. Р ис . 2. Схема сигнализации в машине. Предлагаемое противоугонное устройство подходит и для мотоциклов и для автомобилей при условии, что есть возможность провести к ним двухжильный провод. Сравнительно компактный прибор находится дома, а в машине — только одно сопротивление. Связаны они проводом, длина которого может достигать 150—200 м. Основное достоинство этого устройства в том. что оно срабатывает не только при замыкании цепи каким-либо потайным включателем, но и при обрыве проводов. Его схема относительно проста и не требует налаживания. Работа схемы (рис. 1) основана на принципе сбалансированного моста постоянного тока. Со вторичной обмотки трансформатора Тр ток напряжением 30—50 в выпрямляется диодом Ди фильтруется конденсатором d . Далее он поступает на питание моста, составленного из сопротивлений R,—R,. В диагональ а—а моста включено исполнительное реле Р. Одно из сопротивлений (по схеме R<) вынесено в автомобиль, мотоцикл или гараж. Чтобы включить устройство, надо соединить это сопротивление с мостом. Параллельно можно поставить лю-бой выключатель, замыкающий R., и срабатывающий, например, при открытии двери гаража, автомобиля или поворачивании руля мотоцикла. Можно вообще, не применяя выключателя, сделать так, чтобы рвалась цепь R, любым «хитрым» способом. Работает схема следующим образом. При подключенном сопротивлении R, и включенном в сеть трансформаторе Тр мост сбалансирован, то есть на диагонали а — а напряжение практически равно нулю, реле Р обесточено. При замыкании R4 или обрыве проводов, идущих к нему, баланс моста нарушается, на диагонали его а — а появляется напряжение и реле Р срабатывает. Своими контактами К, оно включает звонок или какой-либо другой сигнал. Сопротивление плеч моста и напряжение питания выбраны с таким расчетом, чтобы длина проводов (их сопротивление), идущих к Rt, не влияла на балансировку моста. Провода могут быть любые, но с хорошей изоляцией. При разрыве максимальное напряжение между двумя проводами не превышает 30 в. то есть находится в безопасных пределах, наличие же трансформатора устраняет опасность потенциала «сеть — земля». Номиналы сопротивлений и конденсаторов следующие: Ri — R< — 2,5 ком, 1 вт; R* — 1.—3 ком, 0,5 вт; С| — 10 мкф, 150 в (можно электролитический); Сг—ОД мкф , 250 в; Сг и Rs — искрогасящая цепочка, предотвращающая обгорание контактов реле. Трансформатор Тр — любой (но не автотрансформатор!) мощностью 3—4 вт и вторичным напряжением 30—40 в. Р елеР — типа РКМ (например, РС4.500.910 или РС4.500.814) с сопротивлением обмотки постоянному току 500—-800 ом. Диод Д — типа Д7Е или Д7Ж. Все эти детали есть в магазинах радиотоваров. Если попадется реле с двумя парами контактов на замыкание, то можно его сделать самоблокирующямся: при восстановлении цепи R4 реле Р все равно остается включенным и сигнализация также. На схеме включение ьторой пары контактов показано пунктиром. Когда надо вернуть схему в исходное положение, следует выключить ее из сети, а затем вновь включить. Потребляемая мощность — 3—4 вт. Если изменить немного часть схемы, расположенную в машине (рис. 2), то появится еще и «сторож», работающий независимо от домашней сигнализации, когда машина находится далеко от дома. Питается схема от бортовой аккумуляторной батареи, подключенной через предохранитель Пр к гнездам Г2 розетки. Эти гнезда можно также использовать для переносной лампочки, пуска двигателя своего н чужого мотоцикла и т. п. . Когда машина «в гостях», включаютпереключатель Па. Потайная кнопка Кн (концевой выключатель, срабатывающий, например, при повороте руля) включает звуковой сигнал, расположенный в месте машины, недоступном для постороннего. Можно установить две-три кнопки вразных местах автомобиля или мотоцикла. На стоянке возле дома ставят переключатель Шв верхнее положение и размыкают контакты Кн и П2. Сопротивление R таким образом соединяется с гнездами < Г2, к которым можно подключить провод домашней сигнализации. Ю. СЕМЕНОВУДОБНЫЙСИГНАЛИЗАТОРЗавод узлов счетных машин в г. Таураге (Литва) выпускает приборы, преду- . преждающие об угоне автомобиля. П ри попытке посторонних проникнуть в кабину или пустить двигатель прибор включает звуковой вибрационный сигнал. В комплект электрического «сторожа» (см. фото) входят специальные реле, переключатели и соединительные материалы, которые позволяют монтировать несколько разных схем-вариантов автоматической охраны автомобиля. Для приобретения сигнализатора надо обращаться в свои местные торгующие организации. К ак сообщили нам работники завода, заявки будут удовлетворять- 1 ся немедленно.22