В Издательстве «Физкультура и спорт» готовится к печати книга В. Алексеенко и Ф. Мамаева о мотоциклетном туризме. В этом и следующих номерах журнала мы публикуем некоторые рекомендации, взятые из книги, касающиеся вождения мотоцикла в разных дорожных условиях. Дороги, дороги... Сколько их пересекает нашу страну! Асфальтированные и грунтовые, горные и степные... По каким дорогам побежит мотоцикл? Возможно, в путешествии вам не встретятся все виды покрытий, не придется испытать капризов природы. Но может доведется... По асфальту Составляя маршрут путешествия, мототуристы стараются проложить большую часть его по асфальту, чтобы полностью использовать возможности машины и побольше увидеть за время отпуска. Казалось бы, что рассказывать о движении по шоссе с таким покрытием — «откручивай» ручку газа и «глотай» километры, посматривая по сторонам. Но тот, кто думает так, заблуждается. Гладь асфальта, располагающая к большой скорости, обманчива. Она таит опасности для неопытного водителя — недаром статистика отмечает, что значительная часть аварий случается именно на таких дорогах. Говорить о том, что надо соблюдать правила движения, — видимо, излишне. Это само собой разумеется. Мы хотим напомнить только о сюрпризах, которые порой преподносит мотоциклисту асфальтированная дорога. Самый типичный сюрприз — посторонние предметы, валяющиеся на проезжей части. Устойчивость мотоцикла ограниченна, и наезд на них весьма нежелателен. На свободной дороге в таких случаях можно сманеврировать, хуже, если приходится ехать позади автомобиля: водитель его пропускает камни, палки и тому подобные предметы между колес, и для мотоциклиста они могут оказаться неожиданностью. Поэтому не следуйте за автомобилем вплотную, выдерживайте дистанцию, чтобы дорога впереди была хорошо видна. Когда это невозможно, двигайтесь по следу левого колеса. Позади легкового автомобиля двигаться лучше, чем вслед за грузовым, — меньше выпускных газов, не так «бросаются» песком колеса и за дорогой можно следить через стекла машины. В пути, конечно, встретятся" мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Обычно перед этими сооружениями дорога резко сужается, а стыки нередко образуют небольшой выступ. О состоянии переезда можно судить, в частности, по тому, как проходит его движущийся впереди автомобиль. Если ориентироваться не на что, обязательно надо снизить скорость. Рельсы, например, могут не только возвышаться над покрытием, порой они расположены к дороге под острым углом. В таких случаях скорость сбросьте до минимальной и переезжайте препятствия под прямым углом. Внимательному водителю дорога может сама о себе рассказать. Вы, наверное, замечали, что по асфальту обычно тянется темная полоса. Ее образовали многочисленные капли масла, срывающиеся с двигателей. На спусках эта полоса почти исчезает, на подъемах — становится более заметной. На неровностях дороги, где машины подбрасывает, образуются пятна. Для мотоциклиста такое пятно — сигнал о необходимости привстать и самортизировать бросок машины. На южных дорогах, а в жаркое лето ив центральной полосе, нередко попадается волнистый асфальт. Водители называют его «стиральной доской» или «гребенкой». Чаще всего это встречается на спусках, где при торможении автомобилей размягченный асфальт собирается в складки. Подвеска мотоцикла в этих случаях испытывает максимальную нагрузку, руки водителя — тоже. Поэтому на спусках будьте внимательны, чтобы не выскочить на большой скорости на «гребенку» и не выпустить из рук «бразды правления». Иногда асфальт бывает расплавлен настолько, что шины начинают громко «петь», с трудом перекатываясь полипкому покрытию. Помимо того, что «поплывшая» дорога «сжирает» протектор, она еще и скользкая. При торможении колеса быстрее переходят на «юз», а на виражах могут соскользнуть в сторону. Повороты в этих случаях проходите с меньшей скоростью и соответственно небольшим наклоном мотоцикла. Такие дороги для укрепления обычно засыпают щебенкой. Участки с неукатанной щебенкой наиболее опасны. Перед ними постарайтесь максимально снизить скорость и направить мотоцикл по колее, где щебенка несколько уплотнена колесами автомобилей. Руйь сожмите крепче и воздержитесь от пользования передним тормозом — неутрамбованные мелкие камни легко перекатываются и здесь недолго упасть. От автомобилей держитесь подальше. Камни, захваченные их задними колесами, вылетают, как из пращи. «Кидаются» камнями и встречные машины, так что держитесь правее. После выезда на чистый асфальт остановитесь на минуту и извлеките острые камни, врезавшиеся в протектор. Иначе через несколько десятков километров они сделают свое «черное дело», и тогда придется надолго задержаться. Кстати, обязательно проделайте такую же операцию, если пришлось проехать по битому стеклу. Определенную трудность представляет движение по узкой асфальтированной дороге. При встречных разъездах водители автомобилей съезжают одной стороной на обочину. Для мотоциклиста же, как они нередко полагают, места и так хватит, и не спешат посторониться, заставляя его проскакивать впритирку с бортом. Чтобы не балансировать на кромке шоссе, лучше не очень отрываться от впереди идущего автомобиля. Если же впереди вас прикрытия нет, берите инициативу в свои руки. Жестом или миганием фары, дальний свет которой отлично виден днем, просите водителей встречных машин уступить часть дороги. Просьба, выраженная в такой форме, обычно удовлетворяется. На узкой дороге, проходящей по холмистой местности, подъезжая к пе-28