КОЛАмолодого ШОФЕРЯПо широкому шоссе мчится автомобиль. Ритмично работает двигатель, мягко шуршат шины. И день погожий, и настроение отличное. Но... машина вдруг неуверенно замедляет ход и съезжает на обочину. И вот уже перед вами знакомая картина: выскакивает водитель, озабоченно открывает капот и погружается в мотор по пояс... Такие ситуации хорошо известны водителям. Много дорогого времени теряется порой на обочине, если нет опыта. Причина неисправности часто оказывается пустяковой, а человек уже опоздал куда-то, сорвалось важное дело. Как тут помочь! Учебные программы подготовки водителей не содержат полного «Курса устранения неисправностей автомобилей в дороге». Да и невозможно, по-видимому, преподать такой курс, предусмотреть все обстоятельства, при которых водитель должен быть на высоте положения. Это приходит с опытом. Недаром говорят: «Беды мучат, уму учат». Но нельзя ли «поторопить» опыт, ускорить его накопление, минуя эти «беды», — вернее, испытав их заочно! С тем, чтобы при очной ставке с неисправностью водитель не бедствовал, не опускал руки, а знал, что ему делать! Можно. И мы решили помочь сотням тысяч тех, кто лишь недавно сел за руль автомобиля. Занятия в нашей «Школе молодого шофера» будут не собранием назиданий и наставлений, а, скорее, доброжелательной товарищеской беседой опытного водителя со своим коллегой-новичком, беседой, подобной тем, какие нередко возникают на обочине.БЕСЕДЫ НА ОБОЧИНЕвата. Можно было бы даже не проверять, раз не было «стрельбы». Неопытный водитель сгоряча чуть ли не всю машину начинает разбирать. То за одно хватается, то за другое. А в результате рискует окончательно сбиться с толку. Нет, причину неисправности надо искать методически. И, главное, без спешки, не отчаиваясь, если сразу не обнаружишь. Вот, мы сейчас охотимся за пропавшей искрой. Осмотрим теперь крышку и пружину подвижного контакта прерывателя, определим состояние других контактов и ротора. Особое внимание обратим на уже знакомый нам центральный провод высокого напряжения. Он ведет от катушки к прерывателю... А катушка эта очень подозрительна. Когда искра не проскакивает, часто бывает, что катушка-то всему и виной. Так что неисправностей может быть множество, но это не значит, что их надо выучить наизусть — достаточно знать «групповые признаки». Ведь большая часть неисправностей довольно четко систематизируется, так сказать, «раскладывается по полочкам». Это дает возможность ориентировать-I. ОДНА ИЗ ШЕСТИСОТ— Что это вы остановились, товарищ, на обочине? — Двигатель заглох... — Это бывает. Особенно, когда в баке кончается бензин. Бак полон? Ну тогда давайте разберемся. Открывайте капот. Двигатель сразу остановился, внезапно, или уже до того работая с перебоями? Может быть, «чихание» в карбюраторе слышали? В чем же дело? Подача топлива прекратилась? Что ж, и это могло случиться. Не исключено, что засорились топливопровод, или фильтр, или сетка отстойника бензонасоса, хотя маловероятно. Столько же оснований подозревать, что двигатель перегрелся, или распределительный вал заклинило, или, скажем, масляный насос плохо подает. Кстати, есть ли бензии в карбюраторе? Есть. Ну вот. Тогда начнем с другого, С зажигания. Прежде всего проверим, есть ли ток в системе электрооборудования: может быть отсоединились провода от аккумуляторной батареи, или где-нибудьпроизошло короткое замыкание. внезапной остановки двигателя наиболее характерно.Для этоВключим зажигание. • Контрольные лампочки на приборном щитке загорелись, звуковой сигнал работает — значит ток есть. Теперь давайте коленчатый вал потихоньку повернем, чтобы контакты прерывателя полностью сомкнулись. Так... Между прочим, мы этим сейчас и другое установили — что двигатель не заклинило. И что зубья шестерен распределительного вала не сломаны — это легко было бы ощутить по неравномерному усилию на заводной рукоятке. Компрессия создавалась бы только в тех цилиндрах, в которых клапаны в момент поломки зубьев остались закрытыми. Тогда пришлось бы сейчас крышку клапанной коробки снимать. И выяснять, какие клапаны не работают. Но нужды в этом, слава богу, нет. Теперь поищем искру. Берем центральный провод высокого напряжения, отводим его от массы миллиметров на 8—10, а пальцем размыкаем контакты прерывателя. Так и есть. «Пропала» искра. Типичнейший случай... А топливоподача здесь не вино-Рисунки С. Ильинского