\иного вопроса. Этими «домашними исследованиями» не стоит пренебрегать. Водительский опыт может подсказать многое. Но надо суметь использовать его. Приемные дни в автохозяйствах открывают -для этого отличные возможности, становятся настоящей трибуной общественного мнения. Откровенная товарищеская беседа помогает оперативно устранять всякие несуразности, сообща находить правильные решения. В этой связи хотелось бы поддержать идею «почтового ящика ГАИ». Каждый, согласитесь, со своим вопросом или предложением в автоинспекцию не побежит: то недосуг, а представится случай,— вроде, и пыл пропал. К тому же время стирает в памяти отдельные детали. Другое дело, когда можно тут же, по горячим следам, перед выездом на линию или по возвращении в гараж, посоветовавшись при необходимости с товарищами, бросить короткую записку в почтовый ящик, зная, что она найдет отклик. Правда, до того, как в нашем присутствии был вскрыт почтовый ящик в АТК 2662, меня одолевали сомнения. Есть такая поговорка: из-за деревьев леса не увидел. Для водителей такая опасность существует, ведь они сталкиваются с тем или иным явлением лицом к лицу и могут не охватить проблему в целом. Опасения, к счастью, не оправдались. Перед нами предстали суждения зрелые, плод серьезных раздумий и обобщений, свидетельство широты взглядов, понимания сложности проблем безопасности движения. Одни касались совершенствования технических средств регулирования движения, в частности, внедрения светящихся дорожных знаков и светофоров с предварительной информацией о смене сигналов. Другие поднимали вопрос о налаживании технической помощи на автомобильных дорогах. Третьи... И что характерно, не было в почтовом ящике ни одного письма чисто личного порядка. В заключение мне хочется привести слова начальника ГАИ СССР Валерия Витальевича Лукьянова, сказанные, правда, по другому поводу, но имеющие к нашему разговору прямое отношение. —• Долгое время, к сожалению,— говорил он,— бытовало представление, что организация движения, обеспечение производительной работы автотранспорта это одно дело, а безопасность — другое, в современном понимании высокоскоростное (а значит — высокопроизводительное) и вместе с тем безопасное движение транспорта единая задача, которая и решается правильной организацией движения. Стало быть, у автотранспортников и автоинспекции одни цели, и трудиться над их достижением надо всем и сообща. Думается, что новые формы работы, которые ищет и находит ГАИ Грузии, как нельзя лучше отвечают требованиям времени. Г. ЗИНГЕР, спецкор «За рулем» г. ТбилисиН | ЕслиНлопнула шинаВсем приходилось, наверное, слышать страшные истории о том, что случается, когда выходит из строя шина. В то же время часто можно наблюдать, как автомобиль едет на Полуспущенной шине, а водитель даже не замечает. Как же совместить это? Аварии из-за шин происходят при более или менее быстром падении давления в них. Почему? Потому что в этом случае резко увеличивается сопротивление качению колеса. У автомобиля нарушается симметрия сопротивлений. Он затормаживается со стороны проколотой шины и отклоняется в этом направлении. Если из шины воздух выходит медленно, то вызванное этим изменение направления движения водитель незаметно для себя почти, автоматически компенсирует поворотом рулевого колеса в противоположную сторону. Малоопытные поэтому вообще не ощущают медленного падения давления и иногда много десятков метров проезжают на спущенной шине. Человек поопытнее чувствует даже относительно небольшие изменения давления воздуха, реагирует на это и устраняет повреждение своевременно, не допуская разрушения шины. Однако, скажем, с автомобиля-тягача труднее заметить снижение давления воздуха в шине прицепа, и дело обычно кончается полным разрушением шины. Езда на полуспущенной шине грозит критической ситуацией на повороте. Здесь неопытный водитель может не справиться с непривычно тяжелым управлением, в результате автомобиль «не впишется» в поворот, сойдет с дороги. Еще опаснее разрывы шин, когда давление падает сразу и автомобиль мгновенно изменяет направление движения. Чтобы противодействовать этому, необходимо повернуть рулевое колесо в противоположном направлении. Но лишь настолько, чтобы скомпенсировать отклонение. Осторожно выруливая, можно сделать автомобиль снова управляемым. Последствия прокола шины устранить тем сложнее, чем выше скорость движения. Возрастает кинетическая энергия автомобиля, увеличивается отклонение при заносах. На высокой скорости автомобиль за время, требующееся для его выравнивания, проходит больший путь. А место для этого в конкретных условиях движения находится редко. В результате — тяжелые столкновения с другими автомобилями (особенно встречными), водители которых в такой обстановке почти ничего не могут сделать. К тому же осложнение управления при заносе из-за лопнувшей шины почти всегда усугубляется страхом. Если лопнула шина заднего колеса, то двумя управляемыми колесами устранить занос нетрудно. Когда же прокол случается на шине одного из передних, предотвратить увод машины лишь одним ведомым колесом много сложнее. Как же уменьшить опасность при проколах шин? Прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы исключить разрыв шин на передних колесах, постоянно следить за их состоянием. На передних колесах сравнительно просто проверять даже внутренние боковые поверхности шин: достаточно сильно вывернуть колеса, чтобы подвергнуть их полному осмотру. Необходимо позаботиться о том, чтобы в случае неполадки с шиной на переднем колесе управление автомобилем не прекращалось. Для этого прежде всего надо прочно удерживать рулевое колесо обеими руками. Управлять автомобилем одной рукой просто опасно. При заносе из-за неисправности шины вам не хватит силы выровнять автомобиль. Снова схватиться за рулевое колесо второй рукой наверняка не будет времени. В такой обстановке оно нередко просто вырывается из рук. Тут уж ничто не поможет отвести беду! Поперечные силы, возникающие во время заноса, особенно велики на высоких скоростях. Чтобы удержаться в колее, при всех обстоятельствах следует избегать торможения. Нужно перебороть себя и не тормозить, хотя и хочется, чтобы все происходило намного медленнее. И лишь после того, как машина будет «рыскать» меньше, можно осторожно начать притормаживать. Если шина лопается неожиданно, а так оно довольно часто и происходит, то самое лучшее — это выжать сцепление и компенсировать движение заноса выруливанием, не прилагая слишком больших усилий. «Рысканье» автомобиля постепенно ослабнет, и его уже легче будет остановить, осторожно притормаживая. Причем тормозить в таких случаях лучше двигателем. Нельзя также забывать об опасности лобового столкновения, вызывающего наиболее тяжелые последствия. Поэтому, если встречное движение достаточно интенсивно, при разрыве шины лучше уж направить автомобиль в сторону обочины и, на худой конец, перевернуться. Правда, опрокидывание редко оказывается безболезненным для автомобиля, зато пассажиры, если они правильно себя ведут, страдают при этом сравнительно мало. Но самое лучшее — ездить так, чтобы даже при возникновении неполадок в шинах не допускать заноса и неконтролируемых движений автомобиля. Тогда все кончится благополучно, а неполадка с шиной забудется после установки запасного колеса. Из журнала «Иллюштриртер Моторшпорт» (ГДР)24