ВСЕГДА В ПОИСКЕТульский машиностроительный завод. Первый мотороллер серийного производства сошел с его конвейера 27 апреля 1957 года. Конструкция этой машины, 3 Т-200 {199 см , 8 л. с , 155 кг, 80 км/час), была разработана в сжатые сроки — на подготовку чертежей ушло лишь четыре месяца. Когда туляки делали эти первые шаги, им во многом помогали коллеги из Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения {ныне ВНИИмотопром). Через год после освоения производства «Тулы-Т-200» завод начал выпускать грузовой мотороллер ТГ-200 и мототакси МТ-200. На следующий, 1959 год к ним добавилась модификация ТГ-200 с кузовом-фургоном. Наладив выпуск мотороллеров, завод сразу же начал самостоятельный технический поиск. Испытывались алюминиевый цилиндр с хромированным «зеркалом», электрооборудование на перемен ­ ном токе, пластмассовые панели кузова. Не все шло гладко, но с неудачами приходил опыт. В 1959 году построили опытный образец мотороллера «Метеор». О н был легче серийной модели на 32 кг, отличался от нее и внешним видом. Эта машина не пошла в производство, но дала ценный материал для дальнейших поисков. Работа над опытными образцами ускорила модернизацию основной модели мотороллера. С 1962 года на ней устанавливаются новые передняя вилка и воздушный фильтр. И зменениям подвергся и кузов. Мощность двигателя возросла до9 л. с , а вес снизллся до 145 кг. Каждодневно решая текущие вопросы, связанные с усовершенствованием этих серийных моделей, конструкторы не прекращали работы над новыми мотороллерами. Экспериментальные образцы модели 3 Т-250 (247 см , 24 л. с , 153 кг) появились ужев 1961 году. Она во многом отличалась от предшественницы важными и интересными новшествами. А через четыре года испытывалась уже другая опытная машина, которой суждено было стать прототипом нынешнего «Туриста». Она унаследовала от Т-250 более совершенные ходовую часть и кузов. Но инженеры не прекращали поиска лучших решений, б олее совершенных конструкций. О ни разработали ив1964 году внедрили в производство новую, более жесткую и прочную раму для грузового мотороллера. М ного нового и интересного в это время сделали конструкторы двигателей. Экспериментальные образцы двухцилиндровых моторов (250 3и 350 см ) с золотниковым распределением показали в 1965 году на испытаниях высокие результаты. Серьезные исследования провел завод в области применения автоматической гидромеханической трансмиссии на мотороллере («За рулем», 1970, № 1). Конечно, внедрение новшеств все ­ рийное производство дело нелегкое. Надо не только излечить новорожден ­ ную конструкцию от «детских болезней», но, как говорят инженеры, и довести ее.. Необходимо создать специальные станки, инструмент, разработать новые технологические процессы. Над решением этой большой комплексной задачи из года в год настойчиво трудится коллектив завода. Туляки продолжают поиск и сегодня. За последние годы ими созданы эк ­ спериментальные образцы мотороллеров «Тулица», «Турист-М», «Старт». Н е ­ давно прошли заводские и ведомственные испытания первые опытные образ ­ цы грузового мотороллера с кабиной для водителя, отоплением и стеклоочистителем. Ведется работа и над совершенно новой моделью грузового мотороллера с кузовом-фургоном. Поиск продолжается. Ибо без него нет технического прогресса.САМОСВАЛЫ ИЗ МЫТИЩМодернизированный Мытищинского завода 555Г. самосвал — ММЗМытищинский машиностроительный завод. Табличку с такой надписью мы привыкли видеть над дверьми в вагонах метро. Но работают в Мытищах не только «вагонники», как их называют в цехах. Из ворот этого завода, располож енного от Москвы в двадцати минутах езды на электричке, выходят ещеи самосвалы. Сегодняшняя основная модель — М МЗ - 5 55 . О на выпускается с 1964 года на базе автомобиля ЗИЛ-130. М МЗ - 5 55 пользуется доброй репутацией у водителей. Это самый «массовый» у нас самосвал, широко используемый в разных областях народного хозяйства. А пока действует хорошо отлаженное производство, на заводе полным ходом идет работа над новыми моделями. О б этом рассказал нашему корреспонденту Александр Георгиевич Акимов, главный конструктор самосвала ММЗ-555. Сейчас завод переходит на серийный выпуск новой модификации самосвала — ММЗ-555Г. Александр Георгиевич звонит в цех: — Сколько новых машин сотворили? Оказывается, несколько сотен. Н е так уж мало для начала. В этом году завод должен полностью переключиться на их производство. Спрос на мытищинские самосвалы огромен. Их ждут повсюду. Сфера применения мытищинского самосвала значительно расширяется теперь, с выпуском усовершенствованной моди ­ фикации. Что же нового вММЗ - 5 55Г по сравнению спрежней машиной? Во внешнем виде ее мало что изменилось. Но только внешне. Судите по цифрам. Раньшеобъем кузова составлял 3 кубометра, теперь же , с надставными бортами, — на 42 процента больше — 4,25 кубометра. — Кстати, объем, с которым так связана грузоподъемность, — вопрос очень серьезный, — говорит Александр Георгиевич. — Сейчас нет точной методики его определения. Если заполнить кузов, а сверху еще насыпать «горку», — это тоже будет фактическая вместимость. Она зависит и от угла естественного откоса в движении. Важен этот вопрос потому, что самосвал рассчитан на грузы самого разного объемного веса. На столе появляется номограмма, составленная главным конструктором, — по ней здесь подсчитывают более точно возможный объем кузова, его фактическую вместимость. В новом самосвале сохранен прежний принцип разгрузки 'назад. Кузов самосвала оборудован козырьком, защищающим кабину водителя. Теперь покончено с кустарными козырьками, которые пристраивали в автохозяйствах. Итак, у новых самосвалов очевидное преимущество: их можно применять значительно шире без ущерба для использования грузоподъемности, а в конечном счете, экономически эффективнее. Автотранспортники довольны и их качеством — завод не имеет ни одной ре ­ кламации по самосвальному устройству. Одновременно с модернизацией ма ­ шин, с подготовкой в КБ новых, перспективных разработок идет реконструкция завода, которая позволит в будущем увеличить производство самосвалов.