ДВУХСТОРОННИЙ АМОРТИЗАТОР ИЗ ОДНОСТОРОННЕГОДесятки писем получили мы после того, как назвали победителей «Конкурса бывалых». Читатели В. Пригара из г. Красный Лиман, К. Поляков из г. Куйбышева, Л. Калашников из г. Фрязино Московской области и многие другие спрашивали, когда будет опубликовано предложение ленинградского автолюбителя Ю. Н. Позднякова по переделке амортизаторов передней подвески «Москвича-400» и «401». Решение, найденное Ю. ПОЗДНЯКОВЫМ, подкупает оригинальностью и простотой. Итак, слово победителю «Конкурса бывалых». Рис. Р и с. Р и е. тор: 1 1. Упор. _ 2. Стакан. 3. Реконструированный амортиза^- упор; 2 — стакан; 3 — корпус; 4 — пружина заднего амортизатора «Москвича-401»; 5 — поршень заднего амортизатора в сборе с клапанами; 6 — пластина рабочего клапана; 7 — пружина передней подвески. Говорить о преимуществах амортизаторов двухстороннего действия перед односторонними нет необходимости. Требования удобства для пассажиров и долговечности агрегатов автомобиля заставили конструкторов подвески современных машин перейти на амортизаторы, гасящие колебания рычагов подвески как при ходе сжатия, так и при «отбое». А на старых моделях, например на «Москвиче-401»? Нельзя ли односторонний амортизатор передней подвески этого автомобиля переделать на двухсторонний? Оказалось, можно. Причем решение нашлось достаточно простое. Не нужны ни сварочные, ни сложные слесарные работы, ни подгонка «по месту». Помимо основных стандартных деталей, установленных на вашем «четыреста первом», понадобится еще изготовить две дополнительные деталиупор (рис. 1) и стакан (рис. 2), которые вытачиваются из стали 50 на токарном станке. Их острые кромки следует притупить. Поверхности, чистота которых не оговорена на чертеже, должны быть обработаны по 5-му классу. Особое внимание обратите на точность изготовления и чистоту обработ-В3 45в7/j^/VVAVW^W^М </W$J$S> /ШУ/Ж^\ч//^^^ш0^7_/Щ^53^5^»/|1И?Ч^чж\?1Г ^ ^ ^ р Щг ^ 'щ ^Зйш^^^~:gs&Svs)' Щш<&"~Ш|У/ТОч//ВШшш%j®J§г^ЩЩм21—•^Щщ_Поперечна» рулевая тяга «Москвича-401» соединена с реактивными рычагами передней подвески при помощи шаровых шарниров неразъемной конструкции (рис. 1). Если почему-либо вышла из строя пружина 5 или колпачок 4, изношен вкладыш 2 шарового пальца или сам палец 3 — во всех случаях, когда появился люфт, шарнир приходится заменять. К сожалению, регулировка его или разборка для замены дефектных частей не предусмотрены конструкцией. Найти новые детали для замены не всегда удается. Как же быть! Ведь езда на машине с люфтом в шарнирах может привести к самым неприятным последствиям. Недаром это один из тех дефектов, с которым ГАИ не допускает автомобиль к эксплуатации. Выход из положения нашел автолюбитель В. И. ГУЛЫЙ из Запорожья. Ему мы и предоставляем слово. На своем «четыреста первом» я реконструировал поперечную рулевую тягу, сделал ее шарниры разборными и регулируемыми. Вот какие работы понадобились. На токарном станке я аккуратно срезал завальцовку корпуса шарнира. Ударом молотка (через медную выколотку) по торцу шарового пальца выбил стаканчик ви всю «начинку» шарнира. Корпус проточил так, чтобы выдержать размер Н = 9 мм (рис. 2 и 4). Две детали нужно изготовить заново — выточить из стали новый стаканчик и резьбовую пробку-заглушку. Как их сделать, ясно из рис. 2 и 3. Теперь можно собирать реконструированный шарнир (рис. 4). Сначала я убедился, что вкладыш 2 на месте. Все в порядке — запрессовал новый стаканчик 7и упрочнил соединение при помощи электросварки. На качество шва следует обратить особое внимание: от его надежности зависит надежность шарнира. Осталось поставить на место шаровой палец 1, затем последовательно колпачок 4и пружину 5, заложить смазку, а сверху завернуть резьбовую пробку 6и зашплинтовать ее. Теперь шарнир послужит еще не один десяток тысяч километров.РЕКОНСТРУКЦИЯР ис . 1. Старый шарнир: 1 — корпус; 2 — вкладыш; 3 — шаровой палец; 4 — колпачок; 5 — пружина; 6 — стаканчик; 7 — линия отреза завальцовки при переделке. Р и с. 2. Стаканчик шарнира.14