V<-M& 4Bfc& доПЕРВЫЙ « В ИТЯЗЬ »М ногие свои сокровищаприродаспря ­ тала далеко на Крайнем Севере, в боло ­ тистых низменностях Западной Сибири . Нефть и газ — в ажные виды топлива — найдены в огромных количествах внижнем течении Оби , на севере Коми АССР ивдругих отдаленных районах. Чтобы освоить эти богатства, н ужнытранспортные средства, к оторыеспособ ­ ны двигаться и по заболоченной местности, и погрунтовымлеснымдорогам , в осеннююивесеннюю распутицу, по глубокому снегу, к огдаобычные колесные машины оказываются беспомощны . Д ляпередвижения по болотистым и слабо несущимгрунтамнужнывездеходыс удельным давлением не более 0,2 кг/см 2 . Но даже специальный- болотный гусеничный трактор Т100МБ — основной вид транспорта нефтяников и геологов по этому показателю не отвечает требованиям . П ришлось создавать специальнуюма ­ шину. Н есколько лет назад Московский экспериментально - механический завод освоил мелкосерийноепроизводствобо лотоснегохода в-1 «Витязь», р азработан ­ ного специальным конструкторскимбю ­ р о «Газстроймашина». Его важная осо ­ бенность — н изкое давление на грунт — всего 0,13 кг/см 2 . У «Витязя» вдоль каждого борта вме ­ сто обычных гусеничных цепей идут две резино - т росовыебесконечные ленты ссоединениямив виде штампованных тра ­ ков из пружинной стали. В средней части тракиимеютвыгибы , о бразующиевсборес лентами беговуюдорожку , по которой катятся опорные катки. Чтобы они не соскакивали, по бокамдорожки установлены ограничители. Траки являются одновременноопорнымии вед ущими элементами гусениц. Сами лен ­ ты очень прочны — для разрыва каж ­ д ой из них необходимо усилие не ме ­ нее 40 тонн. Чтобы уменьшить износ тра ­ ков икомпенсировать разность шага в зацеплении их со звездочками , з вездоч ­ ки делают резинокордными . О порные катки «Витязя"» с набжены авт омобильными шинами размером 8,25 X 15. Подвеска их выполнена на двойных балансирах, а упругими элементами служат пневматические баллоны, давление вкоторых регулируется из кабины водителя. Задний мост по конструкциипо ­ д обентракторному . С лужащие для по ­ ворота машины бортовые фрикционы заимствованы от трактора Т-100М. У прав ­ ление фрикционамиитормозами имеет пневмопривод. > В конструкции вездехода вообще широко использованы многие автомобильные итракторныеузлы , выпускаем ыенашимизаводами : двигатель, к а ­ бина, рама, к оробка передач, к арданные валы, к оническая пара главной передачи , кузов и тормозные камеры — автомоби«Витязь» идет через тайгу. «Витязь» штурмует крутой подъем. ля ЗИЛ-130, з олотники пневмоуправления — автобуса ЗИЛ-127. Во время испытаний «Витязь» показал проходимость более высокую , чем неко ­ т орые гусеничные вездеходы . Правда, он не приспособлен для преодоления водных преград . З имой «Витязь» м ожет передвигаться по снегу любой глубины ( п ри этом он как бы подготавливает дорогудругой машине), уплотняя егоширокой колеей. О ченьхорош В-1 для прокладки так называемых зимников по первомуморо ­ зу. П роходя по болоту, он выдавливает воду, к отораябыстро замерзает, о бразуя ледяной покров . Строители используют «Витязя» для доставки продовольст ­ вия, м едикаментови т. п. в места, не доступныедругим видам транспорта. Г рузоподъемностьболотоснегохода В-1 небольшая — 3 т. На хорошейдороге он может развить скоростьдо 27 км/час, а придвижениипо болоту, г лубокому снегу — 10 км/час. Геологам, нефтяникам, строителям нужныподобныемашины на резино-металлических гусеницах грузо ­ п одъемностьюв 5, 10, 20 и 30 тонн. «Витязь» не должен сражаться сбез ­ д орожьемв одиночку. Ю . ГУРЬЕВ, инженерЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙЗакончились испытания 8.тонного грузового автомобиля высокой проходимости НАМИ-058. Эта машина построена в экспериментальном порядке на базе агрегатов грузовика «Урал-375» и имеет четыре ведущих оси. На ней установле. ны четырехтактный дизель мощностью 280 л. с , пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка. Подвеска колес — зависимая на продольных рессорах. Все четыре оси имеют одинаковую колею (2000 мм), а одно . скатные колеса снабжены тороидными шинами размером 14,00 — 20 с регулируемым давлением, которое можно изменять от 0,5 до 3,2 атмосферы С полной нагрузкой НАМИ-058 весит 20 тонн, причем на переднюю тележку (две оси) приходится 9,3 тонны , а на задн юю — 10,7. Такое распределение веса обеспечивает хорошую проходимость. Несмотря на большую базу (расстояние между центрами первой и четвертой осей составляет 5630 мм) м инимальный радиус поворота у НАМИ-058 " - ч елик — 11 2. «За рулем» №ВЕЗДЕХОДметров ((против 10,5 у «Урала-375» и 13у КрА3.255Б). Вездеход НАМИ на испытаниях уверенно бунсировал 10-тонный прицеп по илистой грязи глубиной 0,35 м, преодолевал 30-градусный подъем, без труда двигался по полуметровому снегу, брал заснежен . ный подъем крутизной 16 градусов, успешно преодолевал песчаные участки , двигался со скоростью 28 км/час по влажной черноземной пахоте глубиной 22 — 26 см. По проходимости НАМИ-058 показал более высоние результаты , чем близкие к нему (по грузоподъемности) «Урал-375» и КрАЗ-255Б. Так, при движении по безд орожьюразных видов на нем, нак правило, были достигнутыскоростив сред. нем на 35 — 70 процентов более высокие. И спытания , проведенные в Днепропетр овской , Одесской иМосковской областях, понаэали, что четырехосная кон ­ с трукция обеспечила вездеходу помимо высокой проходимости хорошиетяговые возможности и плавность хода.0I II0Экспериментальный автомобиль высокой проходи мости НАМИ-05ЯСоветская техника9