В автотранспортное предприятие № 3 пришел поступать на работу водитель А. Охапкин. Его надлежащим образом оформили, проинструктировали, а потом послали в плановый отдел. — Это еще зачем? — удивился шофер. — У нас за руль с одними водительскими правами не пустят, нужен еще диплом экономиста, — пошутил кто-то. — Дело в том, — объяснила старший экономист Маргарита Николаевна Ага-В конце месяца оказалось, что А. Дербенев перевез 1191 тонну грузов, израсходовал на все 656 рублей, и прибыль составила 589 рублей — на 110 рублей больше, чем намечалось. В соответствии с положением 15 процентов — 16 рублей — от сверхплановой прибыли получил шофер. В диспетчерской есть большое табло, на котором ежедневно отмечаются основные экономические показатели работы каждого шофера. Приходя за пуЗА РУЛЕМ... ЭКОНОМИСТлакова, — что водители переведены у нас на индивидуальный хозрасчет. И вы должны знать, какие задачи лично перед вами стоят. Учтите, просто тоннакилометры не устраивают теперь ни водителя ни предприятие. Возвращаясь из рейса, надо привозить доход. От величины прибыли будет зависеть и заработок. На следующий день Охапкин выехал в рейс, и в картонных корочках у него вместе с путевым листом лежала карточка индивидуального хозрасчета. В ней значилось 15 плановых показателей, выведенных с учетом особенностей машины. С такими карточками работают теперь все шоферы автотранспортного предприятия № 3, кроме тех, кто занят на внутренних перевозках. Познакомимся с одной из карточек. Мы могли взять любую, по выбору. Остановились на карточке, выданной шоферу А. Дербеневу, работающему на ЗИЛ-555 с прицепом. В тот месяц ему полагалось задание: перевезти 686 тонн грузов, израсходовать на это 704 рубля и получить 1183 рубля дохода, а плановая прибыль должна была составить 479 рублей. В итоге рентабельность — 8,9 процента. В карточке с точностью до копейки указаны все статьи расходов. Летели дни, бежала по дорогам машина Дербенева. И каждый день привозила «в кузове» прибыль для своего предприятия. Второго числа — 19 рублей 58 копеек, восемнадцатого — 30 рублей 87 копеек... тевками, водители первым делом смотрят на цифры: красные — прибыль, черные — убыток. — Что-то у тебя тут черно! — Да. А у тебя вот «красный» рейс был. Поговоришь с шоферами и убеждаешься, что истекшие месяцы работы на хозрасчете не прошли для них бесследно. Они грамотно судят об экономических показателях, знают, из чего складывается прибыль, по-хозяйски обдумывают, как поднять рентабельность. Слова Агалаковой: «Мы даже не ожидали такой острой реакции шоферов. Никто из них теперь не позволяет клиентам «возить в кузовах воздух». Внедрением хозрасчета в этом коллективе занимаются не первый день. Сначала были переведены на новый метод колонны и мастерская. Эффект получился, но недостаточный. В экономических результатах были заинтересованы руководители подразделений, а рабочие ощущали хозрасчет лишь косвенно. Через некоторое время было решено углубить хозрасчетные взаимоотношения, включить в них непосредственно людей, сидящих за рулем. Со всеми шоферами провели специальные занятия по экономике, взяли за правило инструктировать каждого вновь принимаемого рабочего. Другими словами, в шофере разбудили хозяина. Теперь водитель бережет горючее, выступает техническим контролером при выходе машины из мастерской. Ему далеко не безразлично, во что обойдется заменадеталей на его машине.ла». (Издательство ДОСААФ, 1970. 100 000 экз., 176 стр.. цена 28 коп.). В ней четыре раздела. Первый («Общие указания») посвящен основным требованиям к методике преподавания, во втором рассказывается, как учить вождению мотоцикла, в третьем идет речь о том, как совершенствовать практические навыки, а последний содержит сведения, касающиеся обслуживания и регулировки машины. В конце — контрольные вопросы, методические советы. Книга послужит пособием преподавателю и инструктору в проведении теоретических занятий групповым способом, а также практических, где обучаемый получает навыки вождения. Автор подробно останавливается на последовательности обучения водителей, рассказывает, как готовить машину к эксплуатации, какой должна быть посадка водителя, как трогать мотоцикл с места, водить его в разных условиях (рельеф местности, характер и состояниеПриходится считать и отвечать. Хозрасчет выдвинул перед экономистами немало проблем, заставил задуматься над многими вопросами. Вот один из них. Шофер должен сидеть за рулем, а не ползать с ключом под грузовиком — значит, необходим стимул, который заставит ремонтников отказаться от помощи шоферов. И экономисты решают подобные вопросы. — Но как много еще предстоит сделать! — говорит Агалакова. — Ведь вот хотя бы такой показатель, как норма выработки. Разве не устарел он морально? Мы считаем, что для более детальной и точной оценки шоферского труда надо взять показатель рентабельности. Он учтет все: и выработку через прибыль, и стоимость машины, и сумму нормируемых оборотных средств, и накладные расходы. Вероятно, в ближайшем будущем рентабельность машины станет у нас определяющим показателем. Маргарита Николаевна делится и другими своими планами. Она, например, считает, что целесообразно коэффициентом дифференцировать степень изношенности машин, думает о бригадах шоферов, за которыми будут закреплены погрузочные механизмы... Все это заманчиво и все, в общем, реально. А о том, какой эффект сулят эти планы, говорят цифры. В 1967 году, до внедрения индивидуального хозрасчета, общая грузоподъемность парка составляла 756,8 тонны — столько за один раз могли погрузить в свои кузова машины предприятия. В 1968 году пополнения не было, а списание было, и грузоподъемность составила 711,3 тонны. Перевезено же грузов значительно больше, прибыль резко возросла, рентабельность превысила запланированную на 1,33 процента. Подошел как-то к старшему экономисту шофер Прохор Ефимович Сорокин и говорит: — Где же вы раньше-то были с этим хозрасчетом? И не как упрек прозвучали эти слова, а как поощрение за большую работу. Почувствовала Маргарита Николаевна в. этих словах и удовлетворение рабочего, и его возросшую производственную культуру. А значит, решена главная из задач индивидуального хозяйственного расчета — укрепились хозяйские качества в рабочем человеке, возросла его ответственность за государственное дело. Ю. СМОЛИН, старший литсотрудник газеты г. Киров «Кировская правда» дороги). Большое внимание уделяется тому, как правильно, особенно при начальном обучении, вести педагогический процесс, в определенной последовательности знакомить с необходимыми упражнениями, их выполнением. В книге популярно излагаются методические приемы, помогающие в кратчайшие сроки привить устойчивые навыки вождения мотоцикла. Но вот обучаемый получил удостоверение на право вождения. Что же дальше? Автор рассказывает, как следует совершенствовать водительское мастерство, проводить спортивные тренировки. Один из подразделов посвящен соревнованиям по фигурному вождению. Книга И. Ивкова будет хорошим пособием и тем, кто обучает вождению мотоцикла, и обучаемым.А. БРАТЦЕВ, кандидат педагогическихнаук н. СОКОЛОВ, з аслуженный мастер спорта СССРр^"^в Г Книжная 1ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТj^^JИ УЧИТСЯЧтобы уверенно чувствовать себя за рулем, надо хорошо изучить машину. пройти школу вождения. Помогут здесь автомотоклубы, мотосекции при первичных организациях оборонного Общества на заводах, в колхозах, совхозах. Они ежегодно готовят тысячи водителей мотоциклов и мотороллеров. Действенную помощь инструкторам и преподавателям окажет вышедшая в издательстве ДОСААФ книга мастера спорта И. Ивкова «Методика обучения вождению мотоцик-18