СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС-1970В издательстве ДОСААФ выходят в свет Правила соревнований по мотоциклетному спорту. Они вступают в силу с первыми стартами финальных соревнований V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим видам спорта. В этой статье рассказывается о том, что нового в этих Правилах. Пятилетний опыт проведения мотоциклетных соревнований показал, что некоторые положения Правил, изданных в 1963 году, устарели. Кроме того, формулировки отдельных пунктов допускали разночтения, что приводило иногда к неправильным действиям судейских коллегий. Трактовке наиболее уязвимых мест старых Правил была посвящена статья «От старта до финиша», опубликованная в майском номере журнала за 1969 год. И вот теперь — новые Правила. В чем нее их основные отличия? Начнем с секундомера, предназначенного для ориентировки гонщиков, ожидающих старта. В вышеупомянутой статье приводились случаи, когда башенный секундомер играл роль «провокатора», вызывавшего фальстарты. Новыми Правилами запрещено одновременно давать более одного сигнала. Так, если сигналом старта в шоссейно-кольцевой гонке служит зеленый свет, то стрелка секундомера за несколько секунд раньше должна скрыться от гонщиков, чтобы заставить их перевести взгляд на светофор. В тех случаях, когда старт дается поднятием или опусканием стартового барьера (кросс, трековые гонки), то зеленый свет должен служить предупреждающим сигналом и включаться не одновременно с открытием ворот, а за несколько секунд до этого момента. Прежние Правила допускали разный подход при определении занятых участниками мест в многоэтапных соревнованиях. Сейчас четко предусмотрено: если первенство определяется по наибольшему количеству набранных очков (например, за 1-е место 20 очков, за 2-е — 19 и т. д.), то финиш во всех зачетных этапах не обязателен (20 + 0 + 0 = 20). Ведь сильный спортсмен в одном этапе может набрать больше очков, чем слабый в трех. Если же первенство определяется по наименьшей сумме очков (за 1-е место одно очко, за 2-е — два и т. д.), то финиш во всех зачетных этапах обязателен. Иначе «ноль» очков, полученный участником за сход в заезде, становится выгодным результатом. В прошлом году на первенстве СССР по шоссейно-кольцевым гонкам один из спортсменов наехал на мотоциклиста, остановившегося из-за перебоев в двигателе, и получил серьезную травму. Если не принимать во внимание неправильную остановку на левой стороне шоссе после правого поворота, то одной из причин несчастного случая, по заключению врача, послужила запоздалая реакция у пострадавшего гонщика. Замедленные рефлексы у него были связаны с возрастными изменениями. А ведь он был допущен к соревнованиям врачебно-физкультурным диспансером как вполне здоровый человек, причем солидный возраст не давал оонований для запретов. Этот случай заставил нас вспомнить требования международного спортивного кодекса ФИМ и также ограничить возраст гонщиков в наиболее скоростных и ответственных соревнованиях (шоссе, трек, рекордные заезды) — 56 годами. На тех же состязаниях колясочник одного из экипажей на втором этапе получил травму и не смог больше стартовать. Водитель в оставшихся двух этапах выступал с другим напарником ив итоге занял третье место. Перед судейской коллегией встал вопрос — кто из колясочников достоин бронзовой медали вместе с водителем? Наградили участника последних этапов. Но безупречно ли это решение? Новые Правила дают четкий ответ: колясочник награждается наравне с водителем, если он выступил во всех зачетных этапах. В соответствии с новым международным спортивным кодексом ФИМ значительные изменения внесены в главу, регламентирующую требования к мотоциклам. Если раньше они подразделялись на две категории (А — одиночки иБ — мотоциклы с коляской). то новыми Правилами все мотоциклы, допускаемые к участию в соревнованиях, отнесены к категории I. Категория II — специальные (грузовые и со специальным оборудованием) мотоциклы — в Правилах не рассматривается. Категория I подразделяется на группы: А — двухколесные мотоциклы, в том числе А1—мотоциклы-одиночки, А 2 — мотороллеры и A3 — мопеды; В — трехколесные мотоциклы, в том числе Б1 — мотоциклы с отъемной коляской и Б2 — с неотъемной коляской (группа БЗ — трехколесные трехколейные мотоциклы в Правилах не рассматриваются, так как они к соревнованиям у .нас не допускаются). Каждая группа (кроме А2 и A3) подразделяется на типы — дорожные, спортивные, гоночные и рекордные. Введены дополнительные требования к мотоциклам группы Б. Ограничены ширина колеи (от 80 до 110 см) и клиренс коляски (не менее 10 см). Кроме того, запрещена установка зеркала заднего вида. Последнее требование введено, чтобы предупредить возможные попытки в нарушение Правил мешать обгону. Регламентировано и количество цилиндров двигателя. В классе 50 см 3 должно быть не больше одного, а в классах 125, 175 и 250 см 3 — не более Мотокросс. Фото В. Ширшова