^ШЩЩЩШЗИМНИЕАВТОГОНКИиспробованы шины с острыми, как гвозди, 30-миллиметровыми шипами из арсенала зимних мотогонок. Позже перешли на тупые, короткие, так называемые «раллистские». Сейчас ипподромные автогонки проводятся только на «неподкованных» машинах. Если учесть, что дорожка ипподрома — это плотно укатанный снег, который легко «вспахать» шипованными шинами, то такое решение представляется правильным. Правда, на поворотах к концу соревнований снежный наст «раскатывают» до льда, но тогда выручает специальная техника езды — со значительным заносам, когда правое колесо упирается в наружную снеговую бровку. Это сложный прием. При малой подаче газа на поворотах занос мал, и машина начинает танцевать на льду. Слишком много газа — машина зарывается в защитный снежный вал, откуда порой удается выбраться лишь на буксире. Короче, зимний ипподром требует тончайшего чувства машины, и в этих соревнованиях именно мастерство гонщика играет решающую роль. Среди признанных виртуозов снежной дорожки надо прежде всего назвать И. Астафьева, В. Бубнова, Ю. Козлова, С. Тенишева, В. Доброва, Л. Москвина, А. Головкина. Пока в этом списке одни москвичи: у столичных гонщиков самый большой опыт. Но сейчас зимние гонки проводятся уже и на ипподромах Риги, Таллина, Киева, Рязани, и есть все основания полагать, что после стартов в нынешнем сезоне список сильнейших пополнится новыми именами. Кстати, чемпионат страны 1971 года — шестой но счету — расширил представительство городов. Этот вид соревнований хорошо известен за рубежом и, прежде всего, в Скандинавских странах. В Швеции, Финляндии, Норвегии с их сравнительно продолжительной и холодной зимой для гонок используют замерзшие озера и фиорды. По снегу, покрывающему метровой толщины лед, бульдозерами прокладывают трассу длиной в полтора-два километра. Своей конфигурацией она напоминает обычную кольцевую, но прямые участки на ней не превышают 400 м. В зависимости от группы и класса машинИППОДРОМЕучастники проходят по 12—15 кругов. В каждом заезде стартуют по 15—20 автомобилей. В соревнованиях выступают лишь на легковых автомобилях серийного производства. Они подразделяются на две группы. В первой разрешены примерно такие же переделки, к аки по нашим техническим требованиям (см. «За рулем», 1969, № 6, стр. 24). Кроме того, обязательно применение шин с шипами «раллистского» типа (90—130 штук на колесо). Они должны выступать над протектором не более чем на 5 мм. На машинах второй группы допускаются практически любые переделки и усовершенствования. Шины снабжают остроконечными шипами длиной не более 25 мм. На покрышку монтируют от 160 до 300 таких шипов, и вес ее увеличивается парой на 3,5 кг. В каждой группе автомобили подразделяются на классы в зависимости от рабочего объема двигателя. В Швеции, например, ежегодно разыгрывается чемпионат страны, состоящий из четырех этапов, проходит также много местных соревнований. Общее число гонок за сезон доходит до сорока. Если гонкам по заснеженной дорожке ипподрома исполняется у нас одиннадцать лет, то у зимних автосоревнований вообще куда более солидный возраст. 15 февраля 1914 года на Финском заливе состоялась гонка Петербург—Кронштадт—Петербург — первая в истории нашего автомобильного спорта гонка на льду. Лучший результат среди 15 участников показал Верн на машине «Хапмобиль» — 61,4 км/час. В числе призеров был Левитан, стартовавший на отечественной машине «Руссобалт». Год от года растет у нас популярность автомобильного спорта. И хотелось бы, чтобы зимние гонки, которые не требуют дорогостоящих трасс и могут быть проведены на ипподроме, замерзшем водоеме, получили еще более широкое развитие. Здесь свое слово могут сказать федерации и секции автоспорта Урала, Сибири, Дальнего Востока. Л. МИХАЙЛОВ Фого В. ШиршоваФевраль—месяц, когда зима чувствует себя полноправной хозяйкой. Вьюги, сугробы на обочинах, наледь на асфальте — какие уж тут автогонки. И все же... Одиннадцать лет назадв феврале шестидесятого года московские автоспортсмены решили, что нужно перебороть «зимнюю спячку». Ведь мотогонщикам она не знакома. Сказано — сделано. Двадцать восемь человек — двадцать восемь машин стартовали в то памятное воскресенье 12 февраля на заснеженной дорожке Московского ипподрома. Тогда решили не подразделять автомобили на классы — разница в мощности, весе и скорости уравнивалась гандикапом. Победу в первой зимней ганке на ипподроме одержал мастер спорта автозаводец Юрий Федотов на «Москвиче-407». Вторым финишировал армеец Михаил Артюховский за рулем спортивного ГАЗ-12, а третьим стал Петр Казьмин из Московского городского автомотоклуба ДОСААФ, выступавший на собственной «Волге». С тех пор «снежные» гонки прижились в столице. Каждую зиму проходит по три-четыре соревнования. Н ачинаяс 1961 года разыгрывается первенство Москвы, а в 1966 году состоялся и первый чемпионат СССР. За десять лет в автомобильном ипподроме изменилось многое. Были опробованы в заездах олимпийская система с выбыванием, всевозможные гандикапы, старты с «подпуском», с полуминутным интервалом. Накопленный за десять лет опыт отмел ненужное и утвердил ныне принятую юиетему. Выяснилось, что на ипподроме не удастся полностью использовать возможности гоночных и спортивных машин, что наиболее интересны заезды на автомобилях серийного производства — «волгах» и «москвичах». Теперь установлено, сколько гонщиков могут стартовать в заезде. Чтобы у всех были примерно равные условия, они должны стоять в один ряд. Количество стартующих определяет ширина дорожки — во всяком случае не больше семи. Несколько лет назад жаркие дискуссии вызывали... шипы. Сначала были17