БРОШЮРЫ «ЗНАНИЯ» ОБ АВТОМОБИЛИЗМЕВ наше время не часто встретишь человека, которого не интересует автомобиль и все что с ним связано. Поэтому как нечто само собой разумеющееся воспринимаешь появление все новых и новых «автомобильных» изданий. Свое, теперь уже постоянное место занимают среди них распространяемые по подписке научно-популярные брошюры издательства «Знание» («За рулем», 1863, № 9) В минувшем году они вышли ке только в серии «Транспорт», но ив сериях «Промышленность», «медицина» — факт, весьма убедительно подчеркивающий многогранность темы. Задача любой брошюры — в сконцентрированном, сжатом виде дать читателю представление о новейших достижениях в данной области. Этому непреложному требованию жанра как нельзя лучше отвечает работа А. А. Невелева «Развитие автомобильной промышленности — важное направление технического прогресса». Автор ее — заместитель начальника отдела Госплана РСФСР — ведет разговор о том, какое важное место отводится сегодня автомобилестроению о его влиянии на прогресс важнейших отраслей народного хозяйства. Из брошюры мы узнаем, как осуществляется сейчас техническое перевооружение автомобильных заводов и освоение новейших технологических процессов, как происходит специализация предприятии и какие это влечет за собой прогрессивные изменения. Говоря об основных направлениях дальнейшего развития производства грузовых и легковых автомобилей, А. Невелев на конкретных моделях анализирует технический уровень выпускаемых у нас и за рубежом грузовых и легковых автомобилей и, что особенно привлекает заинтересованного читателя, заглядывает в день завтрашний. Ряд страниц брошюры посвящен предстоящим изменениям автомобильного парка, новым перспективным моделям. Масштабы, сущность и последствия автомобилизации в современном обществе — тема другой брошюры — «Технический прогресс и автомобилизация», принадлежащей перу доцента Московского автомобильно-дорожного института В. Н. Иванова. В сложном комплексе проблем, поставленных любимцем века — автомобилем, ныне на первый план выдвигается проблема социальная. Дорожно-транспортные происшествия, загрязнение атмосферы и другие последствия «чрезмерной,—как ее называет автор, — автомобилизации», заставляют задуматься над тем, к чему может привести безудержное развитие транспорта во всем мире. Брошюра В. Иванова имеет отчетливо выраженную публицистическую направленность. В то же время, рассматривая автомобилизацию в связи с экономикой, жизнью общества, автор не оставляет без внимания и чисто практические вопросы. Он ведет речь о причинах аварий, об активной и пассивной безопасности ио многом другом, что должен знать каждый автомобилист. Две других брошюры — доктора медицинских наук Н. В. Тягина «Человек за рулем» и инженера В. Е. Табакова «Водитель и автомобиль» — также содержат много полезных сведений. В первой из них рассматриваются вопросы нервного и физического состояния водителя за рулем в связи с безопасностью движения. Вторая объясняет сущность приемов вождения — переключения передач, торможения, маневрирования. Новые автомобильные брошюры, несомненно, расширят научно-технический кругозор водителя, пополнят знания, столь нужные ему для практической деятельности. М. ГРИГОРЬЕВПереход через АмгуРассказЮрий ПОЛУХИН Ещё неделю назад Шадрин с тремя ребятами выбрался к речушке Амте, что в пятидесяти километрах от речного порта в Юхте. Простучали лед: тонок — с обычным гру.зом машина, трактор пройдут, а под тяжестью котельной может проломиться. Амга — неширокая, перекинуть .камень на другой берег — пустяк, но не .перепрыгнешь же! Стали бить лунки, нашли перекат: видно дно, быстрина, сунешь в воду шест и, прежде чем уткнется он в галечник, руку отбросит IB сторону. Тут-то и решили навести «мост». Свалили десятка три лиственниц и бросили их на лед вразбежку: к омель — вершина, комель — вершина... Притащили пожарный насос, начали качать на деревья воду. Расплывалась но белому насту черная наледь, пузырилась по закраинам и тут же смерзалась иглистыми чешуйками. Так, слой за слоем, сучья, стволы — вместо арматуры, пока не нарастили широкий вал высотой в метр. Ребята и Шадрин, их двадцатипятилетний бригадир, не двигаясь, стояли долго и молча. То ли ждали чего-то, то ли просто отдыхали, ни о чем не думая. Л ишь уставшее тело вспоминало сделанное: и то, как долбили ломами неподатливый лед, как бродили в лесу, .проваливаясь в снег по пояс, как становилась теплою под ладонями пластмассовая ручка бензопилы, как, оступаясь, а то ипадая лицом в колкие сугробы, ггащили на плечах цепкие деревины, — трактор сюда гнать пожалели, да и не протоптать ему тут множество дорожек к редким высоким лиственницам: тайга в округе хилая, истомленная — Север! Вспоминали, как укладывали эти деревья плотнее друг к дружке, к ак приминали ногами упругие черные ветки с шишковатыми .оплывами годовых завязей, к ак 'посменно качали насос — сто ударов на брата, больше .не выдюжит сердце... Словно бы таяла усталость, мурашлишо перекатываясь под кожей. На том берегу стояла полуторка, в кузове — ф анерныйящик : защита от вешра. Шофер кричал, звал их к себе, а они все не двигались и не отвечали ему. Просто они устали, и неохота, обидно было залезать IB фанерную будку, насквозь промерзшую, трястись на заиндевелой .скамье и даже через ватные штаны ощущать ее холод, и видеть, в полутьме лишь грязные крапинки инея на стенках ящика, на дощатом полу. ...Все это было неделю назад и забылось. Они успели уже втащить котельную на высокую сопку, с которой начинался длинный — одиннадцать километров' — спуск к Амте. Спуск в общем-то спокойный, но" на нем два округлых и крутых зигзага, словно чертили дорогу, .бросив на лес громадную гитару, — по ее боковине. Тут важно было провести котельную — «ДУРУ», «дуреху», иначе они и не называли ее, — плавно, чтоб не съюзила стотонным весом своим за обочину: тогда не удержать — опрокинется. Котельная эта по паспорту называлась «передвижной», потому что могла ходить по рельсам. Сейчас колеса, весь такелаж сняли, а поставили ее на специально сваренную тележку. К городу, куда тащить ее, железной дороги нет,— только зимник, пятьсот километров. А тащить надо. Семнадцать тягачей встали в упряжку:, три впереди — направляющие, остальные гуськом сзади держат махину котельной, поднявшуюся чуть не выше деревьев. Почти .все водители — бывшие армейцы, ребята надежные. К главному тросу — державе — Шадрин поставил все-таки Василия Бондаренко, погрозив ему прежде кулаком. Выражение лица Василия не угадать: к акиу .всех, за эти дни щеки заросли щетиной, почернели, только белые зубы осклабились — в усмешке ли, в досаде или в тревоге? Бондаренко для Шадрина — загадка. Раньше Василий шоферил, но в пургу отморозил руку, и теперь вместо кисти — раздвоенная красная «ультя, к ак клешня крабья, но не уехал с Севера ис трассы, которую другой бы возненавидел на его месте, не сбежал, только отправил отсюда на материк жену с сыном, а сам теперь на тракторе. Двинулись. Шадрин, сутулый, заиндевевший, белые брови, идет рядом с котельной, рука-