ми показывает, куда, к ак майнать. Кричать тут бесполезно — грохот моторов, визг снега заглушают все звуки. Но слышно: натянутые тросы гудят, ноют томительно, ежесекундно напоминая: неверный взмах руки, сплоховал, раззявил хотя бы один в упряжке — развернет, забросит «дуру», перевернет, а того хуже подомнет она тех, кто впереди. Первый поворот. Направляющих тягачей уже не видно за ним, а задние никак не впишутся в полукруг, вот-вот ослабнет держава — Шадрин машет обеими руками, приседая, кричит, забыв о том, что его не слышат. Тягачи ползут за обочину, подминая подлесок. Хруст ветвей, а кажется, собственные кости хрустят от напряжения. Истошные взвизги, грохот. Шадрин бежит теперь по дороге, обгоняя котельную — обронил шапку, за• ценившись за ветку, машет-машет передним: бери резко правее! Выровнялась «дура», вышла на прямую. Остановиться бы, покурит^, не спуск тянет вниз, и уж пока оно идет, как идет, лучше двигаться дальше — не дай бог заглохнет чей-то мотор или лопнут пальцы гусениц под котельной... Еще сто метров, еще сто... Опять поворот... Но тут уже все почувствовали себя проще, уверенней: если один раз сработали в лад, то почему не получится во второй? И теперь нет отдельных людей в ка би н ах: не видишь, а .чувствуешь пальцами рук, к ак тянет соседний трос, и мгновенно подыгрываешь ему, и будто телом своим ощущаешь тяжесть котельной, вдруг ставшую легкой. Не тросы гудят — нервы гудят, но нет сумбура в звуках, они кажутся согласными, и нет тревоги, а есть азарт и строгий расчет в движениях, не от ума расчет, а от чувства — от .всплывшей незнамо откуда интуиции • не думаешь, — а знаешь, что случится секундой позже. Шадрин дирижирует. Серенькое низкое небо, серые бока котельной, но дорога словно бы пораздвинулась, а в душе светопад. Ах, дура-дуреха! — чуть накренившись, с каким-то даже изяществом она выписывает полукруг — берег Амги! Шадрин скрещивает руки. Теперь-то можно и закурить, выйти из кабины, размять занемевшие ноги, и, будто бы невзначай, толкнуть соседа плечом, и промолчать, если кто неловко пошутит. Шадрин побрел на сопку за шапкой. Уже вечерело. Можно было остановиться здесь на ночлег, но каждому, наверное, жалко утратить не остывшее чувство азарта и радости, еще минуту назад такое острое, да и трудно, должно быть, будет заснуть, думая, как-то им еще дастся переправа через Амгу, — вот он рядом, ледяной мост, синеет свинцово, угрюмо. И поэтому никто не спорит, когда вернувшийся бригадир командует: — Переправу брать с ходу. Главное — не .робеть! — скуластое, мокрое от пота лицо его улыбается, будто у самого Шадрина ни капли робости нет. Разошлись то машинам, поглядывая на голую тоскливую тайгу. Над самым 'берегом крутизна, сперва надо спустить котельную с нее. Шадрин свистит что есть мочи. Тупорылая махина ползет к обрыву, кренится. Шадрин тут же выбрасывает вбок левую руку — головные тягачи тянут левее. Задние держат. Нависла, напирает на коренной тягач, .в котором сидит Бондаренко. Он высунулся из кабины, оглядывается. Д аже издали видно, щеки его побелели. Или это кажется? Только бы не струхнул, не дернул резко! Нет, тянет ровно, лишь нз давая провиснуть тросу. А Шадрин крестит воздух правой рукой. Задние машины скользят на тормозах за обочину, юзят. Слесари подкладывают шпалы. Котельная вздрагивает, только бы не набрала скорость, только бы!.. Но и мертво тормозить нельзя —• порвет тросы, тогда... Лучше не думать об етом! Бригадир стоит, видный всем, будто спокойный, будто все идет как надо — руки, пальцы четко командуют. Сантиметр за сантиметром, каждый, к ак пропасть, в какую-то секунду брюхо котельной зависло в воздухе — тормозить, тормозить! Ах ты, голубушка! — как-то обмякнув вся, котельная ступает на лед. Шадрин крутит над головой шапкой. Не медля, слесари расцепляют поезд, задние машины перемещаются в голову, схватываются одна за другую стропами. Теперь главное — не замешкаться! Враз взревели тягачи, выскочили на ледяной понтон. Шадрин — уже на другом берегу, размахивает обеими пятернями, кричит хрипло: — Газу! Газу!.. Раздается глухой треск, стон, и еще, еще, будто взрываются глубинные бомбы. Видно, к ак по всей реке проседает, гнется наст. Из прорубей, пробитых неделю назад, замерзших, а теперь лопнувших, фонтанами выдавливается черная вода. Вся долина Амги дымится на морозе, и уже не разобрать, где, что, как... Шадрин давно сорвал голос, но еще пытается кричать: — Газу! Газу!.. Левый крайний тягач вдруг скатывается с ледяного моста • порвал трос. — Но Бондаренко — циркач! — мгновенно тянет державу правее, и все — дружно за ним. Берег! Прошло несколько минут, а кажется -— вечность. Бригадир изнанкой шапки вытирает лоб. Ребята выскочили из кабин, окружают его. — Что, Леонтьич, порядок? — и заглядывают в его глаза, повлажневшие в улыбке, черные, чуть навыкате. — Порядок-то порядок... Перетрусил я за вас, лучше бы на медведя без ножа сходил, — говорит Шадрин и, вглядываясь в сгущающиеся сумерки, добавляет: — Разводить костры, ужинать и спать. Завтра подниму рано, чтоб дойти до девяносто шестого километра: там затлрашка, зимовье, там отдохнем... Рисунок В. Вострикова 2. «За рулем» № 2„ТРОФЕИ ЗАВОДОВ"Среди призов, учрежденных журналом «За рулем» в нынешнем спортивном сезоне, есть кубок «Трофей заводов». За него будут бороться на всесоюзных соревнованиях заводские автомобилисты. Вот статут розыгрыша этого трофея. 1. Переходящий приз «Трофей заводов» учреждается с 1971 года редакцией журнала «За рулем» с целью стимулировать развитие автомобильного спорта на автозаводах страны. 2. Трофей разыгрывается среди коллективов автомобильных и авторемонт. пых заводов, строящих автомобили (серийные или специальные гоночные), а также среди заводов, производящих двигатели к ним. Результаты, показанные спортсменами автомобильных заводов на автомобилях, построенных другим предприятием, отечественным или зарубежным, в розыгрыше «Трофея» не учитываются (то же ив отношении моторных заводов).Допускается применение на машинах любых карбюраторов, свечей, шин, тормозов, осветительных приборов, ремней безопасности и дополнительного оборудования. 3. Принадлежность спортсмена к тому или иному заводскому коллективу определяется по судейским протоколам. 4. «Трофей заводов» ежегодно присуждается коллективу предприятия, автоспортсмены которого добьются наилучшего суммарного результата в зачетных соревнованиях розыгрыша. 5. В зачет розыгрыша «Трофея» включаются следующие соревнования, ежегодно проводимые Федерацией автомобильного спорта СССР и Центральным автомотоклубом СССР: а) всесоюзное зимнее командное ралли; б) чемпионат СССР по ипподромным гонкам; в) чемпионат СССР по кольцевым гонкам на серийных автомобилях; г) чемпионат СССР по кольцевым гонкам на гоночных автомобилях; д) чемпионат СССР по ралли; е) чемпионат СССР по кроссу. 6. Поскольку все упомянутые в пункте 5 соревнования проводятся в двух—четырех классах машин, то каждый из классов в каждых соревнованиях при розыгрыше «Трофея» рассматривается как самостоятельный этап, в котором спортсменам, представляющим коллектив завода, начисляются очки в соответствии с пунктом 8 настоящего статута. 7. В каждом классе машин за первые десять мест присуждаются соответственно 15. 12, 10, 8, в, 5, 4, 3, 2 и1 очко. 8. Для коллектива предприятия в розыгрыше «Трофея» заечнтываются по два лучших результата, показанных спортсменами завода в каждом классе. 9. Обладатель «Трофея заводов» определяется по наибольшей сумме очков. набранной спортсменами предприятия во всех классах зачетных соревнований. 10. Подсчет очков и выведение результатов розыгрыша «Трофея» проводятся редакцией нсурнала «За рулем» по официальным судейским протоколам. 11. Вручение приза производится после завершения всех зачетных соревнований непосредственно на заводе, завоевавшем «Трофей». На переходящем призе гравируется наименование предприятия. фамилия его руководителя и год получения приза. Руководитель завода награждается почетным дипломом журнала «За рулем».9