к Яоо%Т аким образом, в классе 250 см новыетехническиетребования ФИМ довольно неожиданнопривеликсокращению числа конкурирующих моделей гоночных мотоциклов. 3 Класс 350 см (без ограничений конструкции). Состав участников довольно четко разделился на двегруппы . К ак правило, гонки возглавлялиитальянские мотоциклы с четырехтактными двигателями — «МВ-Агуста» (три цилиндра 70 л. с.) и четырехцилиндровый «Бенелли» (65 л. с ) . За лидерами следовала многочисленная группа конкурентовнасерийныхгоночныхмотоциклах «Ямаха ТР2» (54 л. с ) , а налогичных по устройству модели «ТД2» к ласса 250 смЗ. Иногда на большихдистанциях , где важную роль играеттопливнаяэкономичность . в первуюпятерку попадали итальянскиемотоциклы «Аэр-Макки» с одноцилиндровым четырехтактным двигателем (42 л. с ) . С ерийныйвыпуск «Ямахи ТР2» нанес удар мотоциклам традиционных марок — «Нортон». «Сили» и АЖС, не3п овлиявшимныне на результатыгонок чемпионата. В этом классе особенно остро проявилась борьба двух- и четыр ехтактныхдвигателей . Например, номинальная мощность четырехцилиндрового двухтактного мотоцикла «Ява» составляет 73 л. с , то есть не уступаетлучшим четырехтактным конструкциям . Удельн аямощностьв 208 л. с./л, п олученная на «Яве», — п ока предел для класса 350 смЗ. Класс 500 смз (без ограничений конструкции). Превосходство трехцилиндрового четырехтактного мотоцикла «МВАгуста» (85 л. е., или 170 л. с./л) с перв ыхже гонок не вызывалоникаких сомнений. По существу, борьба шла только за второеи последующие места. Тут впервые за многие годы появился новый сильный конкурент — с ерийный гоночный мотоцикл «Кавасакй-XIP» с поперечным трехцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения. Очевидно. его мощность (75 л. с. при 9000 об/мин) достаточна, чтобы соперничатьс любым,кроме «МВ-Агуста», мотоциклом. На японскихмашинах удавалось занять вторые и третьи места в гонках чемпионата. Собственный вес «Кавасаки-Х1Р» л ишь 136 кг. Однако из-за большого расхода бензина (от 15 до 25 л/100 км) в нек оторых гонках производилась дополнит ельнаязаправка горючим. Это снижало среднюю скорость. Устанавливали и большие баки (емкостью до 36 л), но они ухудшали маневренность мотоцикла. Стоит назвать еще одну очень динамичную машинус двухтактным двигат елем — д вухцилиндровым «Сузуки» воздушного охлаждения (68 л. с , 8000 об/мин). Двухтактные мотоциклы этого класса превосходят по своим ходовым качествам не только традиционные одноцилиндровые машины («Нортон», «Матчлесс», «Сили» и т. п.). по и двухцилиндровые четырехтактные конструкции, такие, к ак «Линто» или «Патон». Следовательно, н в этом классе можно заметить увеличение конкурентоспособности двухтактных машин. 3 Класс 500 см с коляской (без ограничений конструкции) — пока единственный. где двухтактных машин практически нет.1 Ведущими, к аки прежде, были специальныеконструкциис низкой рамой. общей для мотоцикла и коляски, и традиционным гоночным двигателем БМВ-PC, лучшие экземпляры которого развивают мощность до 65 л. с. Соперничал с ним лишь еще более сильный четырехцилиндровый «Мюнх-УРС» • (85 л. с ) . Для использования столь высокой мощности на заднее колесо этого мотоцикла монтируют низкопрофильную шину с протектором, имеющим ширину рабочей части 200 мм. Какой вывод можно сделать на основе технического анализа результатов чемпионата мира 1970 года? Ограничения, введенные ФИМ, не оправдали всех возл агавшихся на них надежд. Напротив, в одном из самых популярных классов (250 см3) они помогли утвердить господство одной марки . Правда, новые требов ания несколько замедлили рост удельной мощности, но тем не менее «трехеотсилыгый» б арьер достигнут уже в младших классах. В. Б ЕКМДН , инженер, судья Всесоюзной категории ЛенинградД венадцать этаповЧ емпионатмира 1970 года по кольцевым мотогонкам проводился в 12 этапов смая по сентябрьвшестиклассахмашин . В программе всех этапов были представл енытолькомотоциклы наиболее популярнойкубатуры — 250 см 3 . Поэтому для характеристики отдельных трасс удобно взять скорости, п оказанные на каждой из них этими машинами. «Скоростных» т расс , где средний показательлежалвпределах180 - 1 90 км/час. было две — Спа (Бельгия) и Монца (Италия). На восьми трассах — Брно (ЧССР), З аксенринг (ГДР), Опатия (Югославия), Ле-Ман (Франция), Нмола (Финляндия), Зандвоорт (Голландия), Дублин (Ирландия), Турист-Трофи (Англия) — с редняяскоростьсоставляла 140—160 км/час. И лишь две трассы — Хокенхайм (ФРГ) и Барселона (Испания) о тносилиськкатегории «медленных» — до 120 км/час. Если сравниватьсредние скорости, достигнутые на одной и той же трассе вразныхклассахмашин , получим такуюкартину (считая результатв классе 250 см 3за 100 процентов): 50 см 3 — 80—87 п3р оцентов : 125 см 3 — 92—95; 500 см 3сколясками 93—96; 350 см3 — 104 — 105 и 500 см — 105—107 процентов . О максимальныхскоростях отдельных машин можно судить по результатам , з арегистрированнымприпрохождении длинного прямого участка на трассе «ТуристТрофи» в Англии. Класс 125 см 3 : «Кавасаки» — 200 км/час, «Сузуки» — 194, «МЦет» — 192, «Майко» — 192, «Бультако» — 178. Класс 250 см 3 : «Ямаха» — 229 км/час, «МЦет» — 229, «Осса» — 222. Класс 350 см 3 : «МВ-Агуста» — 244, «Бенелли» — 234, «МЦет» — 231, 3 «Ямаха» — 228, «Аэр-Макки» — 220. «Кавасаки» —212. «Нортон» — 208. Класс 500 см : «МВ-Агуста» — 254, «Кавасаки»—233, «Сузуки» —225, «Сили» — 223, «Нортон» — 222, «Матчлесс» — 219, «Хускварна» — 219. Класс 500 см 3сколяской : БМВ-204, «Мюнх-УРС» — 186, «Триумф» — 175, «Нортон» — 175, БСА — 171. В личном зачете чемпионатамира за первые десять мест в каждом классе гонщ икамначислялось соответственно 15, 12, 10. 8, 5. 4, 3, 2 и1 очко. По сумме очков места распределились следующим образом. 50 см 3 : 1. А. Ньето (Испания), «Дерби» — 87 очков; 2. А. Тоерсен (Голландия), «Ямати» — 75; 3. Р. Кунц (ФРГ). «Крайдлер» — 66. 125 см': 1, Д. Б раун (ФРГ), «Сузуки» — 84; 2. А. Ньето (Испания), «Дерби» — 72; 3. Б. Янсон (Швеция), «Майко» — 62. 250 см 3 : 1. Р. Гульд (Англия). «Ямаха» — 102; 2. К. К аррутерс (Австралия), «Бенелли» — 84; 3. К. Андерссон (Швеция), «Ямаха» — 67. 350 см 3 : 1. Д. Агостини (Италия), «МВ-Агуста» — 90; 2. К. Каррутерс (Австралия). «Бенелли» — 58; 3. Р. Пазолини (Италия). «Бенелли» — 46. 500 см 3 : 1. Д. Агостини (Италия), «МВ-Агуста» — 90; 2. Г. Моллой (Новая Зеландия), «Кавасаки» — 62, 3. А. Б ергамонти (Италия). «Аэр-Макки» и «МВ-Агуста» — 59; 500 см 3сколяской : 1. К. Эндерс и В. Калауш (ФРГ), БМВ — 75; 2. Г. А уэрбахери Г. Гаан <ФРГ), БМВ—62; 3. 3. Шауцу и X. Ш найдер (ФРГ), БМВ—56. Джакомо Агостини выиграл все этапы первенстпа мира в классах 350 и 500 см 3 , где он стартовал. В результате общее число побед итальянского гонщикав чемпионатах достигло 68, и он в восьмой развыиграл почетный титул. Из результатов, п оказанных спортсменами социалистических стран, следует отметить пятое и десятое места, з анятыевенгерским гонщиком Л. Сабо на машинах «МЦет» в классах 125 и 250 см 5 , а также девятое место Г. Б артуша (ГДР) в классе 125 см'. Советские мотоспортсменывэтапахчемпионата мира 1970 года не выступали.С УЛЫБКОЙ./ 1Ml1 и: 1 [Г 16IXЕЕ Xfil ШШ^-ъй — Никого нет, давай!31