ИСУЖДЕНИЯАвтотиавтосервисГоловная станция технического ремонту транспортных средств.обслуживания Симферопольского завода на«Статистика знает все!» — писали когда-то Ильф и Петров. Исключение из этого всеведения сатирики сделали лишь в отношения стульев, потребовавшихся им для сюжета известного романа. Шутка, разумеется. И сегодня пробелов в статистике достаточно, и сегодня на многие вопросы ей еще предстоит дать ответы. Досконально известно, например, сколько у наших граждан есть автомобилей и мотоциклов, каких они марок и какого года выпуска, сколько километров в год пробегают. Но, скажем, где они путешествуют с весны до глубокой осени, куда направляются в благословенную пору летних отпусков, сколько ожидать их в Прибалтике или на Кавказе — в этих вопросах статистика исчерпывающими сведениями не располагает. Между тем автомобильный туризм в планы и практику технического и вся-Вот зачем а августе н сентябре 1969 года в течение 30 дней у «ворот» Крыма, на Чонгарском посту ГАИ, нами было проведено анкетное обследование выезжающих автомототуристов. Они заполнили 5728 анкет, в которых ответили на широкий круг вопросов о водителе и пассажирах, автомобиле и его поломках, затратах на обслуживание машины, видах ремонтных работ, в которых возникла необходимость, маршрутах движения и местах стоянок и т. д. Выяснилось, что около 70 процентов на пути в Крым преодолели расстояние от 500 до 2000 километров, а у остальных путь был еще длиннее. Большинство тщательно готовило свои машины для поездки. К ак показала ан-Сезонная станция технического обслуживания на три поста в Алуште. Станции такого типа созданы в Евпатории, Керчи идругихкурортных городах Крыма.кого другого обслуживания может внести серьезные коррективы. Только в 1969 году, например, в Крыму побывало около 165 тысяч легковых автомобилей и 16 тысяч мотоциклов индивидуальных владельцев. На них к берегам Черного моря приехало полмиллиона отдыхающих. Три пятых этого наплыва пришлось на июль и август. Как обеспечить гостей всем (необходимым? Со своим 25-тысячным парком индивидуальных машин наши четыре станции технического обслуживания на 39 постов еще справляются. А для такой армии туристов они капля в море. То, что надо срочно строить новые станции, открывать новые стоянки, ясно всем. Но где, какого типа, в каком количестве?кета, 44 процента из них затратило на это до 100 рублей, 13 — от 100 до 300, а 14 — свыше 300 рублей. И все же почти все автомобили после прибытия в Крым потребовали дополнительных расходов на техническое обслуживание и различные виды ремонта. Половина из них нуждалась в обычном контрольном осмотре, мойке и смазке, 40 процентов — в крепежных работах, у 77 — потребовалось долить воду в аккумуляггор, 35 процентов водителей регулировали тормоза, 32 — сцепление, 2 7 — схождение и развал колес. Поломок было меньше. 15 процентов машин потребовали ремонта приборов системы питания, 17 — электрооборудования, 12 — аккумулятора и двигателя, 18 — сцепления и коробки передач, 10 — переднего и заднего мостов, 8 — шин. Почти все работы по техническому обслуживанию и ремонту автотуристы проводили самостоятельно или с помощью случайных лиц. Каждый владелец отдал своей машине 6—8 часов, потратив в среднем 23 рубля, из которых 10 уплатил частным лицам. Конечно, вся эта самодеятельность не от недоверия к предприятиям автосервиса, а из-за их отсутствия. Например, в Евпатории, где семь автостоянок могут вместить 4500 машин, станции технического обслуживания нет вовсе. И второй вывод: в традиционных местах массового скопления машин отдыхающих нужно ориентироваться в основном на небольшие сезонные станции для несложных ремонтных работ и текущего обслуживания, в котором так нуждаются автотуристы. Никто изних не отправляется в отпуск с перспективой капитального ремонта машины в пути, а в простейших услугах они нуждаются постоянно. Наиболее выгодны в таких условиях передвижные, специально оборудованные сезонные станции технического обслуживания, действующие возле основных автостоянок. Именно за такую форму обслуживания высказались почти все опрошенные нами. Обследование дало ответ и на другой существенный вопрос — какие места стали фокусами тяготения .автопутешественников и где, следовательно, строить станции технического обслуживан ия IB первую очередь. Из каждой сотни прибывших в Крым автомобилистов 23 осело",в Евпатории, 14 — в Феодосии (включая Планерское), 13 — в Ялте, 10 — в Севастополе, 5 — в Алупке — Симеизе (включая Голубой валив), 9 — в Судаке, 6 — в Рыбачьем, 4 — в Керчи. Остальные останавливались в Саках, Черноморокам, Раздольном, Морском, Николаевке и других местах Черноморского и Азовского побережья. Эти данные подаказали нам, где нужны стационарные СТО, а где достаточно передвижных, сезонных. Особого разговора заслуживают стоянки. Обследование показало, что лишь7 процентов автотуристов (водителей и других членов «экипажа») имели путевки в санатории и дома отдыха Крым а . Д ля 30 процентов прибывших автомобиль был буквально домом на колесах и крышей для ночлега. Полови-18