За нашу Советскую Родину!Беседы о патриотизмеЗа рулёммай• 1974Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССРИздается с 1928 годаО НАШЕЙ ПОБЕДЕМаршал авиации А. И. ПОКРЫШКИН, трижды Герой Советского Союза, председатель ЦК ДОСААФ СССР1 46V89 10 12 13 15ВНОМЕРЕ:Беседы о патриотизме К IV пленуму ЦК ДОСААФ Страница боевой славы Издательство ДОСААФ — . автомобилистам Гонки по ледяной дорожке . Девятый чемпионат мира Шаги пятилетки Навстречу 30-летию VI Спартакиада Победы СССР народовП оиски , идеи, разработки Новости, события, ф актыВ «Клубе «Автолюбитель»: советы, владельцам «жигулей» и консультация по «волгам» Справочная служба Будущему воину Автомобили социалистических стран Зеленая волна Советы бывалых Письма об автосервисе К 50-летию советского автомобилестроения Страничка мотоциклиста16 19 20 21 2^На вкладке — новый ГОСТ на дорожнуюразметкуНа перпой странице обложни праздничная Москва. Фото В. Ш иршова-Издательство (р\ДОСААФ,Москва«За рулем», 1974 г.Дорогие друзья! Вот уже двадцать девять лет наш народ ежегодно празднует 9 мая — день победоносного окончания Великой Отечественной войны. Весной 1945 года красное знамя, водруженное советскими воинами над берлинским рейхстагом, возвестило миру о том, что разгромленная советским народом фашистская империя перестала существовать, что силы прогресса одержали верх над реакцией и мракобесием. То было событие величайшего исторического значения. Все четыре военных года мне довелось быть на фронте, как и большинству моих сверстников, вместе со всеми соотечественниками разделить тяготы и лишения, обрушившиеся на нашу Родину с вероломным вторжением гитлеровских полчищ. Тревога за судьбу социалистического Отечества жила в сердце каждого из нас с первого часа войны. Конечно, молодые летчики, в числе которых был и я, не сразу оценили масштаб угрозы, нависшей над страной. Позже узнали, как велика была опасность. Ведь фашистская Германия располагала тогда полностью отмобилизованной, хорошо оснащенной армией, имевшей двухлетний опыт современной войны. Против нашей страны были брошены огромные силы — 190 дивизий численностью в 5,5 миллиона Человек. На стороне агрессора было много временных преимуществ — внезапность нападе• ния, выбор места и направления главных ударов, на которых он обладал превосходством сил. И все же мы победили. Чтобы понять значение нашей Победы, надо хорошо представить, что нам угрожало. А под угрозу было поставлено все: земля, на которой мы живем, — фашисты хотели ее отнять; наш общественный строй — для фашистов он был главным препятствием к достижению мирового господства. Смертельная опасность нависла над самим существованием народов нашей страны — по плану фашистских правителей все население занятых территорий подлежало уничтожению или превращению в рабочий скот. В ожесточенных, невиданных по масштабам сражениях Советские Вооруженные Силы наголову разгромили армии фашистской Германии и ее союзниковпо агрессии, совершив подвиг, равного которому не знала история человечества. В годы суровых испытаний, как и на протяжении всей своей истории, Советские Вооруженные Силы с честью выполнили высокое назначение надежного стража завоеваний Октября, друга всех порабощенных и свободолюбивых народов. Советская Армия завоевала признание и любовь всех честных людей земли. Победа в Великой Отечественной войне показала несокрушимое могущество Советского государства, превосходство советского военного искусства над буржуазным, непобедимость и жизненность социалистического общественного и государственного строя, мудрость и дальновидность Коммунистической партии — организатора и вдохновителя борьбы советских народов против немецкого фашизма и японского милитаризма. Я летчик. Значит, на фронте все силы, все умение, волю вкладывал в воздушные бои с вражеской авиацией и выполнение боевых заданий по поддержке с воздуха нашей пехоты, моторизованных частей, танкистов. Естественно, позтому мне подручное было бы беседовать с вами о Победе, вспоминая боевой путь моих друзей-летчиков, с которыми воевал плечом к плечу. Но товарищи из редакции, ссылаясь на читательские письма, попросили спуститься с «заоблачных высот» и рассказать, как мы, военные, относимся к автомобилю, к людям, которые им управляют, поделиться тем, что знаем о труде военных водителей на фронтовых дорогах, Подобными просьбами нередко «атакуют» меня и курсанты автомотоклубов. Прямо скажу, давно хотел отдать должное армейским шоферам. Большие труженики, они прошли тяжелый путь вместе с танкистами, артиллеристами, пехотинцами, саперами — воинами всех родов оружия — и внесли достойный вклад в дело разгрома гитлеровских захватчиков, Порой мне казалось, что военным автотранспортникам достается куда больше, чем кому бы то ни было. У самолета есть высота, скорость, маневренность, вооружение, у танка — броня, пушка, пулемет, а что у автомобиля? Он не защищен, уязвим со всех сторон, И мне часто приходилось видеть сверху, Беседы опатриотизмето еще целый, МиГ-3. Днем к нему подобраться оказалось невозможно — фашисты держали под прицельным огнем. Ночью, проработав несколько часов, нам удалось поставить самолет на колеса, а хвост закрепить в кузове автомобиля. Проделав все это, двинулись мы к штабу полка, но часть уже снялась с места, а куда — никто нам объяснить не мог. Тогда мы поехали 'по дороге в сторону населенного пункта Пологи. Водитель ЗИС-5, тащивший самолет, за ночь устал настолько, что заснул сразу же, как только влез в кабину. Пришлось сменить его — самому сесть за руль. Вот когда пригодились давние уроки вождения! Положение наше вскоре осложнилось: дорогу на восток перерезал противник. Пришлось двигаться к Верхнему Токмаку, потом к Черниговке, словом, выбираться из окружения. Описание всей этой истории заняло бы слишком много времени. Скажу коротко: с ЗИС-5 пришлось расстаться, а самолет сжечь. Я пересел на полуторку, брошенную на дороге, и удалось выскользнуть буквально из-под носа у гитлеровцев — под оружейным и пулеметным огнем. Потом пробивался к своим, уже возглавляя разрозненные группы наших бойцов. Пробились. Преодолели, казалось, невозможное. Когда привел ГАЗ-АА в полк, наш незабвенный командир части Виктор Петрович Иванов, обняв меня, наверное, уже «похороненного», произнес: «Покрышкин, взял бы тебя в личные шоферы, да вот беда — летчики в дефиците, а работы во...» — он провел по шее ребром ладони и приказал принимать новый «миг». Рассказав этот эпизод, хочу напомнить вам, молодые друзья, об одной, в общем-то далеко не новой истине: нигде, ни при каких обстоятельствах не теряйтесь. Побеждает тот, у кого есть сила, убежденность в своей правоте, умение использовать технику, смело управлять ею. Вот вам и ответ на вопрос, как я отношусь к автомобилю ик людям за рулем. Великая Победа над врагом складывалась в конечном счете из множества таких вот маленьких, частных побед и, конечно, из общей силы и стойкости всего могучего советского народа, из героизма, труда миллионов наших людей на фронте ив тылу. В достижение Победы внесли свой вклад воины всех видов Советских Вооруженных Сил, всех родов войск. Не было другой такой армии, которая родила бы массовый героизм. Полкам и соединениям Советской Армии за годы войны было вручено 10 900 орденов. Более 11 600 человек удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. За подвиги и отличия воинам было вручено около 13 миллионов боевых орденов и медалей. Мы отдаем должное вкладу всех государств антифашистской коалиции, всех участников Сопротивления в дело победы над общим врагом. Но факт остается фактом — главным фронтом второй мировой войны был советско-германский фронт. Именно здесь были разгромлены основные силы вермахта и сателлитов фашистской Германии — 607 дивизий; здесь фашистская авиация понесла 70 процентов всех своих потерь — из 110Маршал авиации А. И. ПОКРЫШКИНособенно в начальный период войны, каких героических усилий, какого мужества стоила доставка грузов, боеприпасов, горючего войскам под непрерывными обстрелами, бомбежками, по бездорожью, в жестокую непогоду. О скоплениях транспорта у переправ, в других узких местах и говорить нечего: без маскировки и умного маневрирования это — открытая мишень для вражеской авиации и артиллерии. Еще ближе знаю я нелегкую работу водителей, обслуживавших наши полеты. Транспорт батальона аэродромного обслуживания всегда был наготове — днем, ночью, в зной и снегопад. Шоферы доставляли нам все, без чего полеты немыслимы: топливо, боеприпасы, запасные части, множество других грузов. Места базирования полка и дивизии часто менялись. Порой это делалось по тревоге, буквально в считанные минуты. И ни разу автомобилисты нас не подвели. А если говорить в более широком плане, то разве можно не вспомнить героическую эпопею ладожской ледовой трассы, справедливо названной дорогой жизни — кормилицей осажденного врагом Ленинграда. А подвиг военных шоферов в Московской, Сталинградской, Курской битвах, да ив других сражениях, где требовалось огромное количество грузов, доставлять которые приходилось за многие сотни километров в жесточайших и опаснейших условиях войны. Словом, о фронтовом шофере можно с гордостью сказать то же, что о любом советском солдате. Через тысячу смертей прошел, на льду замерзал, в болотах утопал и все выдержал, потому что не было у него выше долга, чем выпол2нить волю своей любимой Родины, не было иной задачи, как разбить начисто, покарать врага, принесшего в наш дом смерть и разрушение... Моя личная увлеченность автомобилем началась давно. Летчиком-то ведь стал я не сразу, хотя мечтал о небе с детства, как только в своем родном Новосибирске увидел первый самолет. Будучи фабзавучником, ходил в осоавиахимовский аэроклуб, освоил планер, парил на нем, потом по комсомольскому набору поступил в летное училище, а его вдруг реорганизовали в авиационно-техническое. Окончил его и, как авиатехник, готовил самолеты к вылету. Тут-то и подружился с автомобилистами. Часто садился за руль то грузовика, то бензозаправщика, иногда «эмкой» приходилось управлять. Перед войной, когда уже переучился на летчика-истребителя, наш полк базировался в Молдавии на аэродром в Бельцах. Там мы, четверка неразлучных друзей, купили в складчину двухместную спортивную «Испаносюизу» и добирались на ней от квартиры до аэродрома вчетвером, меняясь поочередно за рулем. Но шутки шутками, а умение управлять автомобилем выручило однажды меня из большой беды, может быть даже спасло от смерти. Дело было осенью самого тяжелого для нас года — сорок первого. На юге страны, где в то время воевал наш истребительный полк, фашисты ценой огромных потерь продвигались вперед. В районах Никополя, Каховки, Запорожья они перевалили через Днепр, устремляясь в Крым и на побережье Азовского моря. С аэродрома Володарское, расположенного недалеко от Мариуполя, наши самолеты били по опорным пунктам, узлам обороны врага, крушили его живую силу и технику на дорогах, в лесах, балках. Мы, истребители, летавшие на «мигах», в те дни часто выходили на разведку и штурмовку наземных частей противника. Однажды мне с ведомым Степаном Комлевым было приказано произвести очередной разведывательный полет в район Орехов — Запорожье. Как сейчас помню: раннее утро, над землей стелется густой туман. Чтобы разглядеть, что там внизу, пикирую раз, другой, третий. Вижу: у самого Орехова — скопление вражеской пехоты, много танков, пушек, автомобилей. Выпустили мы по гитлеровцам реактивные снаряды, подвешенные под крыльями, — началась внизу паника. Мы легли на обратный курс, чтобы передать штабу данные разведки. В этот момент за мной и Комлевым увязалась четверка «мессершмиттов». Комлева уже атакуют. Иду на помощь. Завязался ожесточенный бой. Сбил «мессера», но и нам пришлось туго. Комлев на подбитом самолете куда-то отвалил. Мой «миг», получив несколько пробоин, тоже стал терять управление. Посадил его с трудом на пустошь перед самым передним краем гитлеровцев. Тут и довелось мне вместо штурвала самолета взяться за руль автомобиля. Самолет-то не хотел я бросать! А как спасти его? Командир пехотного полка, оборонявшего село Малая Токмачка, недалеко от которого я приземлился, помог: выделил грузовик и несколько солдат, чтобы вытащить мой, в общем- Беседы отысяч самолетов, которых гитлеровцы лишились за всю войну, 77 тысяч были сбиты на советско-германском фронте. Здесь же уничтожена большая часть их артиллерии, танков, потоплено 1 200 кораблей и вспомогательных судов. Меня часто спрашивают: вы четыре года чуть ли не каждый день смотрели смерти в глаза, находились все время в напряжении, как такое можно выдержать? Односложно тут не ответишь. Попробуем разобраться вместе. Прежде всего, мои сверстники, мои друзья, лично я шли в бой осознанно. Мы всей душой любим свою страну, свою Родину, партию Ленина, свой народ. Это не громкие слова. Когда такая любовь у тебя в крови, идешь на все, лишь бы не дать чужеземцам топтать твою землю. И остаешься бойцом, в какой бы, казалось, трагической ситуации ты ни очутился. За примерами ходить далеко не надо. Совсем недавно мы провели несколько дней вместе с Михаилом Петровичем Девятаевым, человеком редкой судьбы, Героем Советского Союза, удостоенным этого высокого звания уже далеко после войны, одним из лучших летчиков-истребителей нашего полка. Летом 1944 года, когда Советская Армия, освобождая последние метры советской земли, выходила на государственную границу с братской Польшей (я тогда только что вступил в командование дивизией), наша авиация работала днем и ночью. бились мы с «мессершмиттами», «фоккерами», «хейнкелями», «юнкерсами», громили наземные войс'ка гитлеровцев в районах Рава-Русская, польских селений — Люблинец, Цешанув, Сенява. Из одного такого боя не вернулся Девятаев. О судьбе его мы узнали много позже. Фашисты схватили его сразу, как только он спустился на парашюте с подбитого самолета. Начались допросы, пытки, из одного концлагеря его перевозили в другой, снова пытали. Все он перенес с честью! И в феврале 1945.года возглавил побег из концлагеря. Убив охранника, десять советских военнопленных, забрались в самолет «Хейнкель-111», поднялись в воздух и приземлились в расположении советских войск! Увел самолет, вывез своих товарищей по несчастью Миша Девятаев, ныне водитель речного судна на Волге. Бойцом оы был в родном полку, бойцом, коммунистом оставался по ту сторону фронта. Любовь к социалистической Родине, ненависть к врагу — источник нашей силы. Мы знаем, что Александр Матросов и все, кто повторил его подвиг, перед тем, как броситься на амбразуру вражеского дзота, мыслили и действовали как настоящие патриоты. А сколько бы я мог привести примеров из летной жизни. На счету советских авиаторов за войну более 200 таранов! Чтобы пойти на такой подвиг, нужна огромная сила духа! Вам, молодые друзья, надо сейчас воспитывать в себе высокую духовную силу, брать пример со старших поколений, и не только брать, а развивать, приумножать. В числе качеств человека, без которых трудно представить нашу Победу, я хотел бы назвать и такие: отличное знание техники, оружия, которое 1»патриотизмеЛ. И. Брежнев сказал: «Большое значение имеет подготовка молодежи к защите Родины, которая проводится комсомолом, Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту, а также другими организациями и спортивными обществами». XVII съезд ВЛКСМ заверил Центральный Комитет партии в том, что комсомол будет и впредь неустанно воспитывать молодежь в духе коммунистической идейности, преданности Родине, готовности к вооруженной защите социалистических завоеваний. Комитеты, коллективы учебных организаций Общества прилагают много сил к тому, чтобы создать вам, молодые друзья, все условия для глубокого изучения автомобильной, мотоциклетной и другой техники, морально и физически подготовить вас к службе в Советских Вооруженных Силах, как того требует Закон о всеобщей воинской обязанности. А качество нашей учебной работы надо постоянно совершенствовать. В мае состоится очередной пленум ЦК ДОСААФ СССР, на котором будут обсуждены насущные проблемы подготовки специалистов для армии, приняты меры к дальнейшему улучшению учебновоспитательной работы. А от каждого из вас требуется повышение личной ответственности за подготовку к воору женной защите Родины, к несению воинской службы. Хотелось бы сказать в этой связи, что научно-технический прогресс непрерывно вносит свои коррективы в жизнь Вооруженных Сил. Взять техническую оснащенность. Сейчас на вооружении армии и флота — баллистические ракеты, подводные атомоходы, воздушные ракетоносцы, самые совершенные танки, бронетранспортеры. Насыщенность частей и соединений автомобильной техникой различного назначения, все повышающиеся требования к воинам-водителям расширяют и задачи, стоящие перед нашими автомотоклубами. Залог успеха в выполнении этих задач — в развертывании социалистического соревнования, широкого обмена опытом, в умелом использовании всего нового, передового, что накоплено в наших учебных организациях, внедрении в практику технических средств обучения, улучшении военно-патриотического воспитания. Ровно через год советские люди, все прогрессивное человечество будут праздновать 30-летие великой Победы над гитлеровской Германией. Подготовка к этой исторической дате, которая уже широко развернулась в организациях ДОСААФ, открывает большие возможности для усиления героико-патриотичёского воспитания трудящихся, для показа решающей роли нашей страны, наших Вооруженных Сил в разгроме фашизма, их освободительной миссии, международного значения Победы Советского Союза. Все это поможет вам, молодые люди, еще глубже осознать свою роль в защите Родины, выполнить завет великого Ленина — готовиться серьезно, напряженно к защите социалистического Отечества. 3тебе вверено, физическая закалка. И, конечно, плечо друга — в самом прямом и широком смысле этого слова. За годы войны мне довелось провести сто пятьдесят шесть воздушных боев, сбить пятьдесят девять самолетов врага. Многими из уничтоженных машин управляли опытные летчики, гитлеровские асы. Разве мог бы я без поддержки товарищей, верных друзей достичь такого! Образ многих моих дорогих однополчан всегда остается примером воинского совершенства, преданности Родине, верности войсковому товариществу. Наше оборонное патриотическое Общество, унаследовавшее замечательные традиции Осоавиахима, предоставляет вам, молодым, самые широкие возможности для приобщения к технике, к мотору, для приобретения различных технических специальностей, которые в наш век технической революции всегда нужны ив армии ив народном хозяйстве. Идите в оборонные кружки, на курсы, в клубы, становитесь шоферами, мотоциклистами, парашютистами, летчиками. Лично яи сотни тысяч моих сверстников, пройдя школу Осоавиахима, всю жизнь остались благодарны ей. Многие ветераны и ныне не порывают связей с оборонным Обществом. С гордостью отмечаю, что в составе президиума ЦК ДОСААФ СССР работают такие заслуженные люди, старые осоавиахимовцы, как трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб и Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева. Тысячи и тысячи ветеранов бескорыстно, безвозмездно все свои силы, опыт, знания отдают военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к защите Родины. Пользуясь трибуной журнала, хотел бы сказать: сердечное вам спасибо, боевые друзья и единомышленники, за этот ваш благородный труд! Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства наше оборонное Общество стало подлинно массовой патриотической организацией в стране. За последние годы укрепилась, обновилась его материально-техническая база. Теперь уже мало областных центров, где бы не были построены современные трех-четырехэтажные здания, в которых размещаются учебные организации ДОСААФ, в том числе автомотоклубы. Строятся они ив районах. Лишь за годы этой пятилетки введено в строй более 500 сооружений. Никакого сравнения с тем, что когда-то было! Конечно, и масштабы нашей работы неизмеримо выросли. Сейчас на долю ДОСААФ приходится около половины общего числа обучаемых в стране водителей. 3-го класса и почти вся подготовка автолюбителей и мотоциклистов. Предметом особой заботы ДОСААФ является идейное воспитание молодежи на революционных и боевых традициях советского народа, всесторонняя подготовка юношей к службе в Советских Вооруженных Силах. Военно-патриотическую работу ДОСААФ проводит в тесном содружестве с комсомолом. Как известно, эта совАестная деятельность получила высокую оценку на XXIV съезде КПСС. С его высокой трибуны Генеральный секретарь ЦК партии товарищ