ДЕВЯТЫЙ ЧЕМПИОНАТ „ЛЕДОВИКОВ"Что поделаешь, любители спорта привыкли ждать от наших «ледовиков» на мировых чемпионатах только безоговорочных побед. Любой другой результат если и не разочаровывает, то, по крайней мере, вызывает чувство недоумения. Да, советские мастера мотоциклетных гонок по льду своими триумфальными выступлениями в чемпионатах мира снискали себе славу сильнейших в этом виде спорта. В восьми предыдущих первенствах они лишь однажды — в 1970 году — уступили высшую ступень пьедестала почета. Тогда на нее поднялся ветеран трековых гонок чехословацкий спортсмен Антонин Шваб. Все остальные семь чемпионатов заканчивались убедительными победами советских мотоциклистов. Шесть раз титул сильнейшего гонщика мира завоевывал заслуженный мастер спорта уфимец Габдрахман Кадыров и однажды —его земляк, тоже заслуженный мастер спорта, Борис Самородов. Кроме того, на счету наших «ледовиков» целый комплект серебряных и бронзовых наград, принадлежащих Кадырову, Самородову, Виктору Кузнецову, Владимиру Цыброву, Вячеславу Дубинину, Юрию Ламбоцкому, Владимиру Чекушеву и Владимиру Пазникову. Но правильно ли только количеством медалей оценивать международный авторитет гонщиков? Давно привыкнув к огромной популярности зимнего спидвея в нашей стране, мы часто забываем о большой заслуге лучших советских «ледовиков» — их огромном вкладе в развитие этого вида зимнего спорта на Европейском континенте. Ведь какие-то шесть-еемь лет назад мотогонки по ледяной дорожке были привилегией «северных» стран — Советского Союза, Швеции, Финляндии. Вряд ли кто-нибудь рассчитывал на то, что зимний спидвей быстро укрепит свои позиции там, где климатические условия не подходят для его развития. Но высокое мастерство советских мотоциклистов, их яркие победы придали новые краски заездам на ледяных треках. Ныне зимний спидвей переживает в Европе настоящий расцвет. Он прочно вошел в спортивную жизнь Голландии, Франции, ФРГ, Италии. Ему наравне с давно популярными фигурным катанием и конькобежным спортом предоставляются лучшие стадионы с искусственными ледяными дорожками. И всюду, где бы ни соревновались мотоциклисты, — в Инцеле или Ассене, Гренобле или Кортина-д'Ампеццо —' трибуны всегда переполнены. Мотогонки на льду стали одними из самых любимых видов зимнего спорта. Это лишний раз подтвердил нынешний, девятый по счету личный чемпионат мира. Начало его проходило в не совсем обычной обстановке. Энергетический кризис, разразившийся в странах Западной Европы и приведший к серьезным экономическим и политическим явлениям, коснулся и спорта. До самого последнего времени не было известно, состоятся ли отборочные соревнования чемпионата «ледовиков» в Голландии и ФРГ, даст ли согласие Швеция на проведение финала. Организаторы опасались, что старты не привлекут зрителей, поскольку по субботам и воскресеньям — то есть как раз в дни соревнований — в этих странах ради экономии бензина введены ограничения в пользовании личными автомобилями. Однако устроители пошли на риск. Он оказался оправданным. Первый полуфинальный раунд состоялся в Ассене (Голландия). Нашу страну здесь представляли Б. Самородов, В. Кочетов и А. Щербаков. В соревнованиях участвовали также гонщики Великобритании, Голландии, Дании, Финляндии, ФРГ, Чехословакии и Швеции. Для Самородова это было по сути первое официальное выступление в нынешнем сезоне: еще в декабре на тренировочных сборах он получил тяжелую травму. Тем не менее ветеран блеснул отточенным мастерством и одержал убедительную победу. Вторым был В. Кочетов. Остальные три путевки в финал завоевали швед Б. Киндгрен и чехословацкие спортсмены С. Кубичек, 3. Кудрна. Представители Болгарии, Монголии, Советского Союза, Финляндии и Швеции встретились во втором полуфинале, проходившем в Уфе. Здесь вне конкуренции был Г, Кадыров, опередившийшведа X. Юханссона, товарища по сборной команде А. Сухова, чехословацких гонщиков М. Шпиньку и Я. Вернера. Наконец, третий полуфинал в Инцеле (ФРГ). И тут преимущество советских гонщиков было очевидным: первенствовал С. Тарабанько, второе место занял В. Цыбров. Права стартовать в финале добились также М. Вернер, А. Дримль (оба — ЧССР) и Т. Штробль (Австрия). Таким образом, советские спортсмены заполнили все шесть предоставленных им вакансий. Быть среди финалистов по результатам полуфиналов заслужили и A. Ивченко (четвертое место в Уфе) и B. Чапало (третье место в Инцеле), но по регламенту чемпионата они оказались «лишними». Шестью гонщиками на решающих соревнованиях была впервые представлена Чехословакия, тремя — Швеция, одним — Австрия. Финал проходил в Швеции. Здесь последствия энергетического кризиса все же дали о себе знать: организаторы, не решаясь рисковать, провели соревнования в один день. Дорожка стадиона в г. Несше, где состоялись гонки, была комбинированной — к искусственному льду «припаяли» естественный. В местах стыка образовались пороги, которые послужили причиной ряда падений. Упал в одной из первых серий заездов Б. Самородов. Но, лишившись важных трех очков, превозмогая боль в ноге, он все же нашел силы закончить соревнования. В итоге — 10 очков и почетное пятое место. Особенно обидным было падение А. Сухова. В этом заезде он, а также В. Цыбров и В. Кочетов опережали М. Шпиньку. И вот, когда наши гонщики, сбавив скорость, объезжали лежавшего на льду Сухова, чехословацкий спортсмен проскочил вперед и первым примчался к финишу. Новым чемпионом мира впервые стал 24-летний Милан Шпинька. Он лучше других сумел приспособиться к тяжелому рыхлому льду. Его результат — 15 очков из 15 возможных — красноречиво говорит о том высоком мастерстве, которое он продемонстрировал на шведском стадионе. Милан вырос в известной спортивной семье. Его отец был среди первых чехословацких «ледовиков», приезжавших в СССР, чтобы показать искусство езды на зимних треках. Талант М. Шпиньки разносторонен: он еще и один из сильнейших в своей стране на гаревой дорожке. В этом виде гонок наивысший успех им достигнут в прошлом году, когда он завоевал «Золотой шлем Чехословакии». Несмотря на потерю чемпионского титула, выступление советских мотоциклистов не огорчило. Уступив побе-' дителю всего одно очко, серебряной медали удостоился В. Цыбров. И третье место осталось за нами — бронзовым призером с 13 очками стал Г. Кадыров. В шестерке сильнейших минувшего чемпионата представлены четверо спортсменов Советского Союза: вслед за Кадыровым в итоговой таблице занял место С. Тарабанько, который набрал, как и Самородов, 10 очков. С такой же суммой шестым был швед Киндгрен. Два других советских гонщика — В. Кочетов и А. Сухов — на десятом и двенадцатом местах. Соб. инф. Слева направо: Милан Шпинька, Владимир Цыбров, Габдрахман Кадыров. Фото В. Горлова и А. Одноколкина