Дляавтомобилей«Волга»Мы уже говорили в «Клубе» о сальниках «москвичей» (заседание 91-е, сентябрь 1971 года) и «жигулей» (заседание 98-е, апрель 1972 года). Сегодня возвращаемся к той же теме, но применительно к легковым автомобилям Горьковского автозавода. Итак, какова конструкция, где ив каком количестве ставятся сальники на ГАЗ-21 и ГАЗ-24? Отвечает работник конструкторско-экспериментального отдела завода Б. Н. ПОПОВ.Назначение сальников общеизвестно — удерживать масло от вытекания из агрегатов и узлов там, где проходят вращающиеся валы, и «не пускать» внутрь воду, пыль или грязь. Сальники «волг» делают из масло- и термостойких нитрильных резиновых смесей. Уплотнение достигается за счет упругости самой резины и действия на рабочую кромку специального пружинного кольца. Конструкция зависит от места установки. Там, где нет оснований бояться пыли или грязи, ставят сальники с одной рабочей кромкой {рис. ! ) . Их назначение — только уплотнение валов. В местах, где нужна одновременно защита от внешней среды (вода, пыль и т. п.), устанавливают сальники с пыльниками (рис. 2). Все размеры, обозначения, количество на один автомобиль и названия сальников, применяемых на ГАЗ-21 и ГАЗ-24, приведены в таблице, а места установки показаны на рис. 3. Теперь несколько советов. Прежде всего внимательно осмотрите новый сальник. Убедитесь, что рабопозиции на рис. 3Сальник Наименованиечие кромки целые и острые, а на поверхностях нет царапин и других повреждений. Перед установкой смажьте его изнутри солидолом и запрессуйте оправкой, опирающейся на весь торец без какого-либо перекоса. Проследите, чтобы заходные фаски уплотняемых валов не имели острых углов, заусенцев, забоин, иных повреждений. Если вал в месте установки сальника имеет следы износа, которые не устраняются зашлифовкой, деталь нужно заменить. На изношенном валу даже новый сальник не устранит течи масла. Иногда причиной течи может быть сильно загрязненное масло. Соблюдай те установленные заводом сроки замены смазки в агрегатах. При нормально работающем сальнике вокруг него должно быть очень небольшое замасливание, так называемое потение. Проникающее в микродозах масло смазывает место уплотнения, обеспечивая долгую и надежную работу сальника. Это признак «здоровья», а не «болезни»; не торопитесь в этом случае прибегать к «пересадке».Рис. 1. Сальник с одной рабочей кромкой: 1 — посадочная поверхность; 2 — пружина; 3 — рабочая кромка; 4 — рабочая поверхность. Рис. 2. Сальник с пыльником. Обозначения те же, что на рис. 1.Рис. 3. Схема расположения сальников на «Волге». Обозначения соответствуют позициям в таблице.Количество h Ь, ГАЗ-21 ГАЗ-24Размеры, мм Номер d*** D1 23456789 10Сальник передний коленчатого 51 - 1005034 - А2 вала Сальник ступицы переднего ко12 - 2401060 - Б * леса Сальник задней крышки короб20-1701210 ки передач Сальник удлинителя передач коробки 24-1701210**5 4'45 1-0,8 -0.8 -0,8 -0,8 -0,8 -0,8 -0,780+0,5 +0,25 то+0,45 72+0,2 „я+0,45 68+0,2 „+0,45 56+0,2 „+0,45 72+0,2 74+0,45 75+0,2 74+0,45 75+0,2 27,6+о,15 27.6+0Д54410Л + 0 - 5 1—0,21 2 15,5±0,2 11 2ш+0'5 Ю—0,2 +0,5 Ю—0,21п4 13 7ш+0'5 Ю—0,2 in+0-5 Ю—0.21П+0'52 2 15,5±0,25 11 12 8211Сальник полуоси заднего моста 12 - 2401060 - Б Сальник ведущей шестерни зад12 - 2402052 - Б1 него моста Сальник ведущей заднего моста шестерни 13 - 24020804 15 14 1Ю—0,2 о+0.5 —0,29 4"8Сальник крестовины карданно69 - 2201031 го вала Сальник крестовины карданно69 - 2201031 - А го вала Сальник вала сошки руля 20-3401023-Б17,5 ± 0.3 17,5 ± 0,33 097Й+ 0,35„+0,2>7—0,397Й+О-3 54 7+0,2 4 '7—0.31П+0'5-0.8.ч+О-45 +0,15Ю—0,211* делях ** ***На моделях ГАЗ-21 с шариковыми подшипниками ступиц передних колес устанавливался сальник 20-3103038-Б; на моГАЗ-24 первого выпуска с подшипниками № 7206У и № 7205У устанавливался сальник 24-3103038. На машинах первых выпусков устанавливался по одной штуке с войлочным пыльником (деталь 24-1601230). Размеры даны без пружины.18