Зеленая волнаКомментируемГОСТНОВАЯ ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКАИллюстрации к этой статье вы найдете на вкладке 40 лет назад впервые была применена разметка проезжей части на улицах Москвы. За последние годы она получила достаточно широкое распространение в городах и на автомобильных дорогах страны. Каждый водитель, находясь за рулем, большую часть времени смотрит на дорогу. Поэтому разметка постоянно попадает в поле его зрения и является эффективным средством регулирования дорожного движения. Исследования показали, например, что обозначение края дороги снижает происшествия, связанные со съездом с дороги, приблизительно на 20 процентов. Выделение полос проезжей части существенно упорядочивает движение и уменьшает вероятность ошибок водителей, а правильное применение разметки на участках с ограниченной видимостью исключает столкновения транспортных средств. Научно-исследовательской лабораторией безопасности дорожного движения МВД СССР и институтом ГипродорНИИ Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР завершена работа над новым Государственным стандартом на дорожную разметку, который заменит действующий сейчас ГОСТ 13508—68. Чем была вызвана необходимость разработки нового стандарта? Прежде всего возросшими требованиями к организации движения на улицах и дорогах с резким ростом его интенсивности. Сыграло роль еще одно обстоятельство. В течение 1968—1973 гг. Европейской экономической комиссией ООН был принят ряд важных международных конвенций и соглашений по дорожному движению, и это потребовало корректировки национальных нормативных документов. Так, в СССР с1 января 1973 года действуют новые стандарт на дорожные знаки (ГОСТ 10807—71) и Правила дорожного движения. И вот теперь новый ГОСТ (13508—74) на дорожную разметку, который вступит в силу с 1975 года. Что же он собой представляет? Помимо уже достаточно известной горизонтальной разметки (проезжей части) стандарт впервые устанавливает форму, размеры, цвет и условия применения вертикальной разметки (опор мостов, путепроводов, эстакад, сигнальных столбиков, ограждений, бордюров и т. п.). 22 Вся горизонтальная разметка, кроме линий запрещения остановки (стоянки) и обозначения мест остановки транспортных средств общего пользования — троллейбуса, автобуса, а также автомобилей-такси (эти виды разметки будут желтого цвета), должна быть белого цвета. В вертикальной разметке по новому стандарту полагается использовать белый и черный цвета (сейчас в практике применяют белый и красный). Познакомьтесь с основными видами разметки, устанавливаемыми новым стандартом. полняют двойные сплошные линии (рис. 7). Очень редко в настоящее время применяются линии, показывающие, как должны двигаться транспортные средства при повороте на перекрестке. По действующему стандарту эти линии ничем внешне не отличаются от обычных прерывистых. Новый ГОСТ устанавливает, что эти линии будут состоять из штрихов и промежутков равной длины — по 0,5 м (см. рис. 1). Впервые в практике организации движения в нашей стране официально вводится специальная разметка для обозначения полос, направление движения по которым может меняться на противоположное. Эта разметка представляет собой двойную линию, состоящую из штрихов и промежутков с соотношением 3 : 1 (штрих в три раза длиннее промежутка). В соответствии с пунктом 41 Правил дорожного движения эти линии можно пересекать только в том случае, если они расположены справа от водителя, то есть для выезда с этой так называемой реверсивной полосы (рис. 2). Чтобы обозначить границы между полосой ускорения (замедления) и остальной проезжей частью скоростных дорог, иными словами, чтобы выделить участки, предназначенные только для выезда на магистраль или съезда с нее, будет применяться прерывистая линия шириной 0,4 м из штрихов и промежутков длиной 1и3 метра соответственно (рис. 3). При наличии такой полосы водители должны действовать в соответствии с пунктом 129 Правил дорожного движения. На участках дорог, где интенсивность движения составляет 1000 и более транспортных средств в сутки, а также на скоростных дорогах полагается сплошная краевая линия. Она поможет водителям лучше ориентироваться на дороге в темное время. Заметим попутно, что на скоростных дорогах краевая разметка будет преимущественно светоотражающей. И еще одно новшество. Стандарт устанавливает форму разметки так называемых линий приближения, которые должны предшествовать сплошным продольным линиям. Соотношение длины штриха и промежутка у этих линий составляет 3 : 1 , что отличает их от обычных прерывистых. Такая разметка подсказывает водителю, что он приближается к сплошной линии продольной разметки и, следовательно, от обгона или перестроения надо воздержаться.Продольная горизонтальная разметкаДля разделения транспортных потоков противоположного и попутного направлений будут применяться сплошные или прерывистые линии шириной 0,1 м (вместо 0,15 м). Эксперименты показали, что уменьшение ширины продольных линий практически не влияет на их видимость, но зато позволяет на одну треть сократить расход материалов для этого наиболее распространенного вида разметки. Изменилось и соотношение между длиной штрихов и промежутков между ними. Теперь оно составит 1 : 3 вместо 1:1 или 1:2 по ГОСТ 13508—68. Специальные исследования позволили сделать вывод о том, что соотношение 1 : 3 оптимально для восприятия разметки водителями и не вызывает неприятного чувства мелькания при движении с высокой скоростью. К тому же и здесь — экономия материалов. Стандарт устанавливает, что продольную разметку для разделения транспортных потоков противоположных направлений следует наносить на улицах и дорогах с проезжей частью шириной 6ми более при интенсивности движения 1000 транспортных средств в сутки и выше, а также во всех других случаях, когда этого требуют условия движения. На участках с ограниченной видимостью прерывистую линию, естественно, заменит сплошная для запрещения здесь выезда на проезжую часть противоположного направления. В свою очередь, разметка полос движения необходима на всех улицах и дорогах, проезжая часть которых имеет две и более полос для движения в одном направлении (рис. 1). Важное значение для безопасности движения имеет надежное разделение транспортных потоков противоположных направлений. Именно эту функцию вы