служба243 чемпионаЛенинградец Ю. Кудряшов просит сообщить имена многократных чемпионов Советского Союза по автоспорту и годы, в которые они завоевали почетные титулы, а также общее число чемпионов СССР. Отвечает Федерация автоспорта СССР. Наибольшее число золотых медалей на первенствах страны по автомобильному спорту (ралли, кросс, картинг, ипподромные и кольцевые гонки) завоевал мастер спорта международного класса из Москвы Владимир Бубнов. Он был чемпионом СССР в 1964, 1966 (дважды), 1967, 1970, 1973 и 1974 годах. Бубнов работает водителем-испытателем на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола и занимается автоспортом с 1963 года. Шестикратными чемпионами СССР являются картингист Виктор Бортниек (1966—1971 годы) из Риги, раллист и кольцевик Вячеслав Мосолов (1954, 1965, 1966, 1967, 1969, 1972 гг.) из Горького. По пять раз побеждали на первенствах страны таллинцы Мадис Лайв (1963, 1964, 1968, 1971, 1972 гг.) и Энн Гриффель (1963, 1968, 1969, 1971, 1972 гг.). Оба они специализируются в кольцевых гонках на автомобилях гоночных формул. Два других пятикратных чемпиона посвятили себя кроссам. Это рижанин Иосиф Леонов (1960, 1961, 1965, 1967, 1968 гг.) и москвич Владимир Ященко (1968, 1970, 1971, 1972 и 1973 гг.). Что касается спортсменов, выигрывавших титул чемпиона страны по четыре §аза, то их уже одиннадцать человек. то И. Астафьев, Е. Веретов, А. Герасимов, Г. Краюхин, М. Рябчиков, А. Сафонов, Ю. Чвиров, В. Щавелев (все — Москва), К. Галыгин (Московская область), Г. Заргарян (Ереван) и М. Метелев (Горький). В общей сложности с 1950 года, когда состоялся первый чемпионат СССР по автоспорту, золотыми медалями отмечено 243 автоспортсмена, победивших в кольцевых и ипподромных гонках, ралли, кроссе, картинге, многоборье. Из общего количества 357 медалей больше всех — 165 вручено столичным автоспортсменам, 39 — таллинским, 34 — рижским, 33 — ленинградским и 11 — горьковским. Среди союзных республик по числу медалей чемпионов лидируют РСФСР (без Москвы и Ленинграда) и Эстония (по 42). далее идут Латвия (34), Литва (14) и Украина (11).Затем надо разогнать мотоцикл (одному или с помощью другого человека) на расстоянии 15 — 2 0 метров, резко включить сцепление и, когда двигатель заработает, быстро выключить сцепление. Поддерживая обороты двигателя рукояткой «газа» или при помощи винта холостого хода карбюратора, вновь подключить батарею в расчете, что она зарядится. Если же аккумулятора нет или он не принимает зарядку (двигатель при снижении оборотов стремится заглохнуть), то не следует выезжать на дорогу, где движется транспорт, т аккак остановившийся внезапно мотоцикл может создать аварийную обстановку. В заключение заметим, что на мотоциклах ЯВА в замке зажигания предусмотрено специальное положение (крайнее левое), позволяющее пускать двигатель, не снимая предохранителя.ДвигателиГАЗ-24«Я слышал, что на автомобили ГАЗ-24, работающие как такси, устанавливают двигатели с пониженной степенью сжатия, позволяющей применять бензин А-76. Снабжаются ли сейчас такими двигателями и другие модели «волг», — спрашивает шофер А. Нижниченко из Ворошиловграда, — и чем конструктивно отличаются -эти двигатели?» Отвечают специалисты Научно-исследовательского института информации Министерства автомобильной промышленности СССР. В нынешнем году Горьковский автомобильный завод ставит на легковые автомобили «Волга» две модификации двигателей — моделей «24Д» и «24-01»: на «такси» ГАЗ-24-01 — двигатели «24-01», а машины ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 оборудуются моторами как той, т аки другой модели. Оба двигателя — четырехтактные, четырехцилиндровые рабочим объемом 2445 см 3 . Различаются они степенью сжатия: у «24Д» она равна 8,2, а у «24-01» — 6,7. Соответственно различна и их максимальная мощность (95 и 85 л. с. при 4500 об/мин) и максимальный крутящий момент (19 и 17,5 кгм при 2200 — 2600 об/мин). Число оборотов холостого хода для обеих моделей одинаково — 600 об/мин. На двигателях может быть установлен как стальной, т аки чугунный распределительный вал. Фазы газораспределения на холодном двигателе (при зазоре меж-ду клапаном и коромыслом 0,45 мм) для обеих разновидностей таковы: открытие впускного клапана — 12° до в.м.т., закрытие впускного клапана — 60° после н. м. т.; открытие выпускного клапана — 54° до н.м.т.; закрытие выпускного клапана — 18° после в.м.т. На обеих моделях двигателей ставят двухкамерный карбюратор К-126Г и диафрагменный топливный насос Б6В. 95-сильный «24Д» работает на бензине АИ-93, 85-сильный «24-01» — на А-76. Оба оснащены полнопоточными масляными фильтрами тонкой очистки со сменным элементом. Давление масла при минимальном числе оборотов (на холостом ходу) долж3 но быть не менее 0,7 кг/см , при 2 максимальном — не менее 3 , 5 — 4 кг/см . При температуре окружающего воздуха выше плюс 5 градусов двигатели полагается эксплуатировать на масле М12Г № 8, а при температуре от плюс 5 до минус 20 градусов — на М8Г № 9. Расход масла должен лежать в пределах 90 г на 100 км пути (без учета смены смазки). Конструктивно двигатели различаются приводом вентилятора. Если у модели «24-01» вентилятор постоянно приводится двумя клиновыми ремнями, общими для водяного насоса и генератора, то у «24Д» — одним клиновым ремнем. Вентилятор мотора «24Д» снабжен электромагнитной муфтой включения, что способствует поддержанию оптимального теплового режима двигателя. На обоих двигателях устанавливаются генераторы переменного тока различных модификаций: на «24Д» — генератор Г250-Е1, а на «24-01» —ЧГ250-Н1. По весу различие незначительно: «24Д» весит 179 кг (без заправки маслом), а «24-01» - 178 кг.Наши первые танкиВоеннослужащие С. Петренко. А. Болдырев, Н. Чагин просят сообщить, когда в нашей стране началось серийное производство танков. Первый советский танк — он назывался «Борец за свободу тов. Ленин» — построен в конце августа 1920 года Сормовским заводом. В период 1920 — 1922 гг. там было изготовлено еще 14 таких же машин. Позже, в 1928 году, начато серийное производство легких танков МС-1 (после модернизации они назывались Т-18). Эта машина весила 5,5 тонны и развивала скорость до 22 нм/час. Танки МС-1 участвовали в боях в 1929 году во время конфликта на Дальнем Востоке.Еще раз о «скифах»Информация о прицепе «Скиф» для легкового автомобиля (1973, № 3) вызвала большой интерес читателей. Автолюбитель М. Стасюк и многие другие просят напомнить основные данные технической характеристики «Скифа», р ассказатьо его комплектации, цене ио том, где можно приобрести такой прицеп. «Скиф» — одноосный складывающийся прицеп к легковому автомобилю. На стоянке за несколько минут его можно раскрыть, превратив в просторную палатку с пятью спальными местами и легкой верандой. В комплект входит легкая складная мебель и бензиновые плитки, вес прицепа со всем оборудованием — 230 кг, а грузоподъемность в зависимости от марки буксирующего автомобиля — от 70 кг («Москвич-408» и «412», ВАЗ-2101) до 150 кг («Волга»). Стоимость «Скифа» в полной комплектации — 1250 рублей. По полученным редакцией сведениям прицепы «Скиф» закуплены оптовыми базами Москвы, Киева, Минска, Таллина, Риги, Вильнюса, Кишинева, Еревана, Тбилиси, Баку, Ташкента, Алма-Аты, Фрунзе, Душанбе, Одессы, Жданова, Ставрополя, Астрахани, Воронежа, Саратова, Ашхабада, Новосибирска, Иркутсна, Читы, Хабаровска, Красноярска, Львова, Орджоникидзе, Могилева, Самарканда, Краснодара, Челябинска, Владивостока, Свердловска, Ярославля, Тамбова, Полтавы, Оренбурга, Рязани, Тулы, Горького, Архангельска, Караганды. В магазины, торгующие «скифами», поступают и специальные сцепные приборы для оборудования ими буксирующих автомобилей разных марок и моделей.1уск двигателя с ходаЧитатель А. Новиков из г. Талдома Московской области спрашивает, можно ли пустить с разгона двигатель ИЖ-ЮЗ сразряженным аккумулятором или совсем без аккумулятора и если можно, то что для этого надо сделать. При динамо-батарейном зажигании (таком, к ак на ИЖах) система, к ак известно, получает питание от двух источников тока: от батареи аккумуляторов во время пуска или работы на малых оборотах и от генератора (динамо), когда обороты двигателя возрастут до 1000—1300 в минуту. Батарея при этом отключается посредством реле обратного тока и, сама заряжаясь, превращается в потребитель тока. Если, к ак принято говорить, аккумулятор «сел», то пустить двигатель стартерной педалью не удастся, поскольку нужного количества оборотов двигателя достичь нельзя. Поэтому поступают следующим образом. Отключают батарею от массы — вынимают плавкий предохранитель. Открывают топливный краник и, если двигатель холодный, несколько обогащают горючую смесь. Включают вторую или третью передачу и зажигание. Выключают сцепление.19