ШагипятилеткиСОВЕТСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ. год 1974-йЗавод имени Лихачева — старейшее автомобильное предприятие страны (в нынешнем году исполняется 50 лет со дня выпуска первых грузовиков АМО). В 1973 году он изготовил 180 085 грузовых машин, а в определяющем году пятилетки из ворот ЗИЛа должно выйти их 185 тысяч. Ф ото Ю. Андрианова «Труд, м ир , май!» Эти близкие всем нам слова, н ачертанные на праздничныхку ­ мачовых полотнищах, приобретают смысли силу лозунга . У советских людей сложилась добрая традиция — встречать праздникитрудовыми победам и . Н ынешний май проходит под знакомударноготруда , борьбы за выполнение и перевыполнение планов четвертого, определяющего года девятой пятилетки . У этой традиции есть идругаягрань — м ы оглядываемся на годыминувшие , чтобы с высоты взятого рубежа оценить пройденный путь. У нас разговор об автомобилестроен ии — одной из важнейших отраслей советской индустрии. Первый годпятилетки был ознаменован большим событием : автомобильная промышленность впервые дала свыше миллиона машин . Второй — отмечен зап ланированным изменением структуры производства — доля легковых автомобилей превысила 50 процентов общего вы ­ п уска . Такое отражениев автомобилес троении нашла главная задача пятилетк и , к оторая «...состоит втом , чтобы обеспечить значительный подъем материального икультурногоуровняжизни народа на основе высоких темпов развит иясоциалистического производства, пов ышения его эффективности , научнотехнического прогресса иускорения роста производительности труда». Решающее значение для автомобильной промышленности , к аки для всего народного хозяйства , имел минувший 1973 год , к оторыйзакрепил завоеванное. В это время вступила в строй последняя, т ретья очередь гигантского Волжского автозавода, к оторый занял положение лидера — его годовой выпуск превысил половину выпуска легковых автомобилей, с ошедшихс конвейеров наших заводов. Производство автомобилей (тысячи штук ) в СССР за годыдевятой пятилетк ипосравнениюс 1970 годом 1970 г. 1971 г.|1972г. 1973 г. Автомобили: в том числе легковые грузовые автобусы 916 344 525 47 1142,7 1379 529 564,3 49,4 730 597 52 1602 917 629 56 лены уже летом 1973 года вкорпусах первого завода из шести , с оставляющихКамскийкомплекс , — ремонтно-инструментального. Т ехническим прогрессом отмечена деятельность идругихпредприятий , где шла методическая реконструкция существующего производства. Достаточно назвать новый механосборочный корпус на Горьковском автозаводе, недавно вступ ившиев строй цехи на Ижевскоми Зап орожском заводах, современные заводс киепомещенияв Елгаве, к удауже начал перебазировать свое оборудование Рижскийавтобусный завод. Ввод встройв 1973 году новыхкорпу ­ сов, цехов, а втоматическихлиний сыграл значительную роль вувеличениивыпуска автомобилей, о чем наглядно свидетельствует помещенная ниже таблица. Но немалый вклад впревышение плановых показателей внесли и использование внутренних резервов производства, увеличение его эффективности , совершенствование организации труда. Роль катализатора, к оторыйрезко уск орилэтипроцессы , с ыграло социалис тическое соревнование, ш ироко развернувшееся на предприятиях автомобильной промышленности . Сошлемся лишь на два примера . Наш журналуже писал (1973, № 8) о социалистических обязательствах, в зятыхпредприятиямиИжевска , У фы , Омска и Тюмени, участвующих в производстве уральских «москвичей». В итоге к1ян ­ варя 1974 года благодаря их совместн ымусилиям страна получила 2100 легк овых автомобилей дополнительно к плану. У женесколько лет соревнуются между собой два старейших завода страны , флагманы грузового автомобилестроения — ЗИЛ и ГАЗ. Это соревнование при ­ носит ощутимыерезультаты . Вот завод имени Лихачева . За 1973 год он изготовил 180 085 грузовиков ' н апомним , что в последнем году восьмой пятилетки он дал 156 984 машины ) , из них 1584 дополнительно кплану . Т акиепримеры можно было бы продолжить . Они красноречи ­ во показывают , что стоит за цифрами , к оторые ЦСУ СССР ежегоднопубликуетв конце января. Год нынешний имеет определяющее значение вдостижении плановых задан ийпятилетки . Если впредыдущиетри гэда было заложено прочное основание, то двенадцать месяцев семьдесят четвертого определят, н асколько успешно наше автомобилестроение подойдет к финишу пятилетки. Коллективы предп риятий отрасли решили сделать его годом ударного труда . Завод имени Лиха ­ чева взял социалистическое обязательство выпустить до конца года сверх плана 1000 грузовиков . На столькоже маш ин дополнительно решил дать коллект ивстоличного Автомобильного завода имени Ленинского комсомола; 2000 ди ­ зелей изготовят ярославские моторостроители; 120 самосвалов — коллектив Фрунзенского автосборочного завода. Эти цифрызаписанывсоциалистических обязательствах и встречных планах. А теперь сопоставим программу четвертого года пятилеткиситогами первого (помните — миллион автомобилей). Так вот, о бщийвыпуск автомобилей при ­ близится к двум миллионам! Теперь уже производство только легковых машин должно превыситьмиллионный рубеж. В соответствии с планом они распредел яютсятак : В олжский автозавод даст 635 000 « ж игулей » (против 493 тысячвпрошлом году), А ЗЛК — 148 500 (против 136 500), И жевский 150 000 (против 122 100), а завод « К оммунар » — 111000 (против 100 000). В итоге среди общего числа легковых автомобилей, которые предстоит выпуститьв 1974 году, на « ж игули » придется около 52 процентов, на «москвичи» м осковскогоиижевского заводов — около 32 процентов, на «запор ожцы » — п римерно 11 процентов, а остальная часть — на другие модели, в основном «Волгу». Такая примерно пропорция сохранится до концапятилетки . Доля легковых автомобилей в общем выпуске за 1974 год достигнет 61,6 процента. Для сравнения вспомним , что в последнем году восьмой пятилетки (1970-м) этот показатель составил 37,6 процента. В связи сэтим следует отмет ить , что в 1973 году продано 517 000 маш ин по сравнению со 122 000 в 1970 ГОДУГрузовые автомобили. Здесь также запланирован существенный рост производства. С конвейеров ГорьковскогоиУльяновского автозаводов в 1974 году сойдет почти на 37 000 грузовиков больше, чем впрошлом году. Завод имени Лиха ­ чева выпустит 185 000 автомобилей — п рирост составит около 5000. Что касается Камского автозавода, то на нем предстоит завершитьмонтаж технологичес кого оборудования иподготовку основн ыхкорпусовк пуско-наладочным работ ам . Начало производства КамАЗов, основа которого закладывается в этом году, будет означать крупныйшаг вперед на пути совершенствования структуры грузового парка — увеличения его грузоподъемности иs итоге — с ущественного роста производительности труда водителей. Вот такие большие исложные задачи стоят в определяющем году пятилетки перед автомобилестроением. Ударный труд , борьба за эффективность производства, социалистическое соревнование, развернувшееся вкаждом трудовом коллективе, — залог успешного их выполнения. 9Одновременно срасширением производства на ВАЗе полным ходом шли работы по сооружениюгромадного автомоб ильногокомплекса на Каме. Первые детали будущих КамАЗов были изготов2. «За рулем» № 5.