К 50~летиюоветского автомобилестроения. Да и разве можно не считать историческим событием знаменитый Каракумский пробег 1933 года на 10 тысяч километров, о котором уже немало написано, пробег, ставший смотром возможностей советских автозаводов! Не менее интересным был и дизельный пробег, проходивший в июле — августе 1934 года. Собственно, он являлся частью большого международного конкурса дизель-моторов. Тогда наша промышленность располагала очень малым опытом в дизелестроенйи, особенно автомобильном. Учитывая важность проблемы и стремясь стимулировать интерес советских заводов к дизелизации, Совет Народных Комиссаров СССР 15 мая 1932 года принял специальное постановление (№ 719) о проведении этого конкурса. В нем приняли участие 15 моторных заводов из восьми стран, которые представили 40 различных дизелей. Среди них находились и два 90-сильных шестицилиндровых мотора «Коджу», разработанных советскими специалистами. Все эти двигатели были установлены на шасси 40 грузовиков: Я-5 (26), АМО-3 (13) и ГАЗ-АА (один). Испытательный пробег протяженностью 5152 километра прошел по шоссе (Москва — Харьков), грунтовым (Харьков — Пятигорск — Орджоникидзе) и горным (Орджоникидзе — Тбилиси) дорогам. Он дал обширную информацию по^ сравнительным испытаниям лучших дизелей мира, явился серьезной проверкой возможностей первых отечественных дизелей, которые показали положительные результаты. Перечень испытательных пробегов довоенных лет довольно внушителен. В них держали экзамен автомобили разных типов, а маршрут порой захватывал высокогорные трассы (как, например, Памирский пробег 1932 года) или пески Каракумов (женский и динамовский пробеги 1936 года). Да, сегодня все это страницы истории. Но когда мы слышим от старых шоферов слова похвалы в адрес «трехтонок», «полуторок» или «эмок», славившихся своей надежностью, проходимостью, выносливостью, то не надо забывать, что в «воспитании» этих черт их характера немалая заслуга больших испытательных пробегов прошлых лет. Л. ШУГУРОВсоветского автомобилестроения КАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОД годы и фантыУРАЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОДОктябрь—декабрь 1941 года. На базе эвакуированных цехов и оборудования Московского автозавода под руководством И. А. Лихачева начата организация нового предприятия автомобильной промышленности в городе Миассе. Апрель 1942 года. Развернут выпуск автомобильных двигателей. Вместе с предприятиями в Ульяновске, Шадринске и Челябинске (также сложившимися на базе эвакуированных цехов) завод участвовал в кооперированном производстве автомобиля ЗИС-бВ. 8 июля 1944 года. С конвейера сошли первые грузовики' «Урал-ЗИС-бВ». С этого года завод в Миассе официально именуется Уральским автомобильным. 1958 год. Модернизация модели ЗИС-5В завершилась выпуском машины «Урал-ЗИС-ЗббМ» {3,6 т, 95 л. с). Завод совместно с НАМИ развернул работы по созданию и подготовке к выпуску нового 6-тонного автомобиля. Его прототипом явилась машина НАМИ-020, опытный образец которой был построен в 1965 году. 16 октября 1963 года. Прекращен выпуск двухосных «Урал-ЗббМ», и завод полностью перешел на производство автомобилей высокой проходимости — трехосных «Урал-375» с мощным восьмициливдровым двигателем, всеми ведущими осями, односкатными шинами с централизованным изменением давления воздуха во время движения. 1964 год. На базе «Урал-375» созданы трехосные автомобили «Урал-377» грузоподъемностью 7,5 т, предназначенные для перевозки массовых грузов. За разработку конструкции этих двух моделей и освоение их серийного выпуска завод дважды удостоен дипломов первой степени ВДНХ СССР. Август 1967 года. За успешное выполнение заданий семилетнего плана Уральский автозавод награжден орденом Трудового Красного Знамени; большая группа работников удостоена высоких правительственных наград. 8 июля 1969 года. Завод отметил 25-летие. За четверть века выпущено более 530 тысяч автомобилей и1 300 000 автомобильных двигателей. 1970 год. Семейство «уралов» пополнилось серийными машинами «Урал-375К» для севера и «Урал-375Ю» для районов с тропическим климатом. Всего выпускается 36 модификаций «уралов». 1973 год. Завод изготовил опытные образцы бортовых большегрузных автомобилей «Урал» с дизельными двигателями ЯМЗ-740. Автомобиль «Урал-375Д» удостоен государственного Знака качества.УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД 1941 год. Поздней осенью на станцию Киндяковка в Ульяновске прибыли эшелоны с людьми и оборудованием с Московского автозавода, эвакуированного в несколько городов. В помещении складов таможенного управления начали разворачивать автомобильное производство, Февраль 1942 года. На Ульяновском автозаводе стали собирать первые грузовики ЗИС-5В (упрощенный вариант ЗИС-5 военного времени). 1 мая 1942 года. Вступили в строй 19 цехов и главный конвейер, рассчитанный на 50—60 автомобилей в сутки. В июле завод стал головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5В, Сентябрь 1944 года. Завод перебазирован на новую территорию за рекой Свиягой. 1945 год. Получено задание освоить производство автомобилей ГАЗ-ММ. Горьковский автозавод направил в Ульяновск своих специалистов и оборудование. 26 октября 1947 года. Первые ГАЗ-ММ сошли с главного конвейера. Начато их массовое производство. 1954 год. Новый этап в жизни завода. Из Горького переведено производство автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Первые машины собраны в том же году. К 1956 году ульяновцы освоили производство всех основных узлов этих моделей. 1958 год. Начато серийное производство машин семейства УАЗ-450 с колесной формулой 4X4 . 12 декабря 1961 года — вошел в строй новый, высокомеханизированный главный конвейер. Освоено производство автомобилей семейства УАЗ-451 с колесной формулой 4X2. 1965 год. Завод освоил новое семейство автомобилей — УАЗ-452, куда вошли модификации с бортовым кузовом, фургон, медицинская машина. 6 февраля 1965 года. С главного конвейера сошел 250-тысячный ГАЗ-69. Август 1966 года. Ульяновский автозавод награжден орденом Трудового Красного Знамени; большая группа работников завода удостоена правительственных наград. 1972 год. Первые автомобили УАЗ-469Б — основной модели нового семейства УАЗ-469 — сошли с конвейера. 1973 год. Завод начал модернизацию машин семейства УАЗ-452 для максимальной их унификаций с УАЗ-469. 18 февраля 1974 года. С конвейера завода сошел миллионный автомобиль." -ЫРЯЛ- I37