К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияда предъявлял к автомобилям более суровые требования, чем гонки в Ле-Мане. Первые наши автомобили неплохо зарекомендовали себя в пробеге. Оба «Руссобалта» в исправном состоянии прибыли на финиш, причем на одном из них в завершающей гонке на километр с хода была достигнута скорость 68 км/час. Примерно по такому же маршруту год спустя был проведен испытательный пробег первых советских грузовиков АМО-Ф-15. Они закончили его без поломок, на отдельных участках дороги при полуторатонном грузе легко развивали 40 км/час. Год 1925-й ознаменован грандиозным испытательным пробегом, В нем приняли участие 45 грузовых и 79 легковых автомобилей отечественных и зарубежных марок. Его маршрут протяженностью 4695 километров пролегал из Ленинграда через Москву, Харьков, Ростов, Владикавказ в Тифлис и оттуда обратно в Москву. Он позволил всесторонне оценить качество отечественных грузовиков АМО-Ф-15. Одним из самых трудных в те годы был проведенный в сентябре 1929 года Большой северный пробег по маршруту Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск — Ленинград — Москва длиной 3500 километров. Большая часть пути приходилась на полное бездорожье. И здесь советская техника показала себя с лучшей стороны. Сегодня испытательные пробеги не так впечатляют; они стали делом будничным и приобрели иные формы. Наше автомобилестроение располагает прекрасным испытательным полигоном НАМИ в Дмитрове, где есть буквально все виды дорог, где на специальных участках можно через несколько тысяч километров «растрясти» подопытную машину так, словно она прошла сотни тысяч. Оснащение лабораторий позволяет проверять агрегаты как в полярных, так ив тропических условиях работы, различные стенды в содружестве со счетно-решающими машинами могут имитировать любые условия эксплуатации. Словом, ныне вовсе не обязательно снаряжать экспедицию из 40 — 60 машин, которые многокилометровым поездом растянутся на магистралях, и без того загруженных движением. И все же испытательные пробеги про-ИСПЫТАНОВереница автомобилей движется по дороге. Они подпрыгивают на горбатых мостах, виляют между выбоинами на скверном «грейдере», трубят клаксонами выбежавшей наперерез коровенке и катят, катят, катят, кажется, невесть куда. Мужик на телеге, остановившийся на обочине, долго смотрит вслед. Мимо пролетают фанерные кружочки с номерами, закрепленные на бамперах, очкиконсервы водителей, белые полотняные фуражки контролеров, мерцающие сквозь пыль рубиновые пятнышки стопсигналов. Автомобильный пробег. В двадцатые и тридцатые годы он был событием. Выбитые дороги, оставшиеся от старой России, булыга маленьких городишек, липкая грязь на деревенских проселках служили отличным естественным полигоном, который всегда выносил безапелляционный приговор той или иной модели автомобиля. Первый большой испытательный пробег по «градам и весям Руси» состоялся в сентябре 1923 года. Среди 49 легковых автомобилей 22 марок тогда шли три отечественных машины: один «Руссобалт» дореволюционной постройки и два новеньких фаэтона «Руссобалт», изготовленные в конце 1922 года на 1-м БТАЗе в Филях (см. «За рулем», 1973, № 11). Пробег был нелегким —- его маршрут проходил через Москву, Смоленск, Псков, Петроград, Тверь и включал 1954 километра самых разнообразных дорог. Первым его закончил автомобиль «Мерседес» № 2, который находился в пути 34 часа 49 минут. Машины шли со средней скоростью 35—45 км/час. По аналогии всплывает другая дата — первые гонки в Ле-Мане, которые тоже состоялись в 1923 году. Их победитель на хорошем по тем временам кольцевом шоссе покрыл за 24 часа 2200 километров. Но, вспомнив о том, какими были тогдашние российские дороги, можно с уверенностью сказать, что пробег 1923 го52 года • МосквекогопробегаШ Километр за километром — через пески и грязь шли автомобили в испытательных пробегах. # Вереница машин, принимавших участие в динамовском, как тогда его называли, пробеге 1936 года. • Один из эпизодов знаменитого Каракумского пробега 1933 года. Фото Н. Добровольского и из архива журнала