КомментируемПоперечная горизонтальная разметкаДля обозначения места остановки транспортных средств при знаке 2,15 «Проезд без остановки запрещен» или на участках, где движение регулируется, служит «стоп-линия». Она стала шире — 0,4 м (вместо 0,3 м), что позволяет разглядеть ее с большего расстояния (см. рис. 1). Для информации водителей о «стоп-линий» при знаке 2.15 на проезжей части перед ней может быть нанесено слово «СТОП», конфигурация букв которого также изменена с учетом особенностей восприятия разметки под острым углом зрения. На перекрестках неравнозначных дорог в месте, где водитель при знаке 1.6 «Пересечение с главной дорогой» должен уступить тем, кто имеет преимущество, будет наноситься линия из треугольников (с основанием 0,5 ми высотой 0,9 м), обращенных вершинами в сторону водителей, подъезжающих к главной дороге. Информацией о приближении к такому месту служит контур треугольника (размером 1,6X4 м). Вы заметили, конечно, что рисунок такой разметки как бы повторяет форму дорожного знака 1.6 и зрительно хорошо воспринимается в качестве дополнительного средства информации (рис. 5). По новому ГОСТу для разметки пешеходных переходов служат полосы типа «зебра». Они всегда должны быть параллельны оси проезжей части и могут быть дополнены стрелками, упорядочивающими движение пешеходов (рис. 4). Изменилась форма разметки велосипедного переезда — он будет обозначаться двумя рядами квадратов со стороной 0,4 м (см. рис. 5).ГОСТВертикальная разметкаТакая разметка, как это следует из названия, служит для обозначения вертикальных поверхностей дорожных сооружений и других элементов обстановки улиц и дорог. Чередующиеся белые и черные полосы с наклоном в сторону проезжей части будут выделять в опасных местах большие по площади вертикальные элементы дорожных сооружений (рис. 9). Однако пролеты путепроводов и мостовых ферм, если от них до поверхности дороги менее 5 м, должны размечаться вертикальными белыми и черными полосами (см. рис. 9). Такая разметка, как показали эксперименты, хорошо заметна на большом расстоянии и заблаговременно предупреждает водителя о приближении к участку с определенным ограничением габарита по высоте. Сигнальные столбики, оптически ориентирующие взгляд водителя, а также надолбы и опоры тросовых ограждений дорог в верхней части должны иметь черную наклонную полосу на белом фоне (см. рис. 9). Светоотражающие элементы, которые на них можно крепить, в соответствии с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, справа по ходу движения должны быть красного цвета, а слева — белого или желтого (предпочтительнее последний). Боковые поверхности ограждений (железобетонные брусья, металлические планки и т. п.), обращенные к проезжей части, будут обозначаться на опасных участках черными и белыми вертикальными полосами, а в остальных случаях — черной продольной полосой на бе-, лом фоне {рис. 10). Черные и белые полосы теперь должны быть и на возвышающихся островках безопасности, а также бордюрах на закруглениях малых радиусов и других опасных для движения участках (рис. 11). Внедрение нового стандарта на дорожную разметку, безусловно, улучшит организацию дорожного движения и будет способствовать снижению количества транспортных происшествий. M. АФАНАСЬЕВ, А. ГУСАРОВ, Я. РЕПИН, сотрудники Научно-исследовательской лаборатории безопасности дорожного движения МВД СССРУ направляющих стрел характерный резкий излом в рисунке. В отличие от них, плавно изогнутые стрелы служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части. Такие стрелы будут «работать» в сочетании со знаком 1.17 «Сужение дороги», а также самостоятельно (рис. 6) и как бы говорить водителям: «Возьмите правее!» или «Возьмите левее!». В местах, где запрещена стоянка транспортных средств, у края проезжей части или по бордюрному камню даже при наличии знака 2.23 «Стоянка запрещена» будет наноситься прерывистая линия желтого цвета, а для запрещения остановки, также при соответствующем знаке или без него, — сплошная линия желтого цвета, как видно на рис. 7 (в небольшой части тиража эти линии ошибочно показаны белыми). Ограничения, вводимые такими линиями, не распространяются на транспортные средства общего пользования, движущиеся по установленным маршрутам. Зигзагообразная линия желтого цвета стандартом предназначена отмечать остановки маршрутных автобусов и троллейбусов, а также стоянки автомобилей-такси. Протяженность зоны зависит от количества одновременно останавливающихся транспортных средств и их габаритов (см. рис. 7). Однако для бесперебойного движения общественного пассажирского транспорта порой мало выделить лишь места остановок, надо отвести ему специальную полосу на проезжей части. Это достигается нанесением сплошной линии разметки, а внутри полосы — буквы «А» (см. рис. 7). Такая разметка, конечно, не исключает соответствующих случаю дорожных знаков. ГОСТ вообще допускает широкое использование в качестве дополнительного средства информации надписей на проезжей части — названия ближайшего населенного пункта, маршрутов следования и т. п. (рис. 8). Всю горизонтальную разметку, как это определено стандартом, полагается делать материалами, которые обеспечивают ее хорошую видимость, что очень важно для безопасности движения. Помимо того, предусмотрено, что материалы (кроме краски), используемые для горизонтальной разметки, должны обеспечивать коэффициент сцепления не ниже 0,4.Другие виды горизонтальной разметкиНа полосах проезжей части перед перекрестком для предварительного оповещения водителей об организации движения в дополнение к знаку 4.8 .«Направления движения по полосам» или без него могут наноситься направляющие стрелы, а при необходимости перед каждой из них — номер дороги, на которую попадает водитель (см. рис. 1).IПОЧТА ЗЕЛЕНОЙ ВОЛНЫв названиях распространенных дорожных знаков, в правилах проезда нерегулируемых перекрестков. И, надо сказать, это их мало тревожило. Видимо, уповали на свой стаж и опыт. Только когда стало известно, что моим слушателям придется сдавать зачет, без которого к работе никто не будет допущен, все взялись за учебу всерьез. И подумалось мне: а почему мы ведем такую работу только тогда, когда в Правилах дорожного движения происходят какие-то изменения? Разве трудно такой техминимум проводить ежегодно? Тем более что на занятиях по Правилам движения многое приходится конкретизировать в зависимости от характера работы водителей, особенностей транспортных средств и т. п. Мне кажется, стоило бы ввести для водителей автотранспорт-Нных предприятий что-то вроде зачетной книжки для записей о прохождении ежегодных техминимумов по правилам движения, подобно отметкам в паспортах машин о ежегодных технических осмотрах. Я знаю, что с машинистами и их помощниками на железной дороге, в метрополитене ежегодно проводят занятия по эксплуатации транспорта и правилам движения, и не сдавшие такого зачета к работе не допускаются. Неужели же к водителям безрельсовых «поездов», которые работают, пожалуй, в не менее сложных условиях, требования должны быть ниже? Н. ОСИПОВ, преподаватель правил дорожного движенияВ течение всего минувшего года мне приходилось вести занятия с водителями разных автотранспортных предприятий по новым Правилам дорожного движения. В каждом из них такой учебой раньше занимались от случая к случаю, в основном дело сводилось к разбору конкретных дорожных происшествий, совершенных работниками этих предприятий. Конечно, это дело необходимое, но все-таки успехи в профилактической работе по безопасности движения невозможны, если водители не знают твердо правила. Увы, познания в этой области у людей, с которыми мне пришлось заниматься (они проработали за рулем не один год, а порой не один десяток лет), не выдерживали никакой критики. в таких просI Водители путались даже регулировщика, Вод: тых вещах, как сигналы