СПОРТ Борьба характеровЗа пятилетнюю историю Всесоюзного зимнего турнира по мотоболу на приз журнала «За рулем» не раз возникали сомнения — а нужны ли вообще эти соревнования? Но вот что любопытно. Проходил сезон за сезоном, а число команд, без всяких сомнений отправлявшихся оспаривать кубок, неуклонно росло. В 1970 году, положившем начало зимним мотобольным баталиям, участников было шесть, на последнем турнире — двенадцать. Этот турнир был не единственным. На Украине, в Краснодарском крае, в ряде областей подобные соревнования стали проводить в период подготовки к очередному летнему сезону. Значит, вопрос о целесообразности встреч, в которых могли бы участвовать команды с разным опытом и уровнем мастерства, отпал сам собой. Такие игры позволяют без груза ответственности за турнирное положение довести до нужной кондиции спортивную форму мотоболистов, наладить нарушившиеся за зимние каникулы игровые связи в команде, проверить в «боевой обстановке» тактические новинки. И тем не менее судьба Всесоюзного зимнего турнира не решена. Дело в том, что в первые годы он преследовал одну, очень ясную цель — познакомить с мотоболом любителей спорта тех городов, где эту игру еще не знают или знают мало. Но вот последние три года турнир проводится в местах, мотоболом давно обжитых, — Омске и дважды'в Полтаве. Думается, турниру надо вернуть его прежние цели. Он должен быть и по-настоящему зимним — проводиться на заснеженных полях. С этих позиций и следует оценивать итоги пятого турнира, который состоялся в Полтаве. Как уже говорилось, он вызвал большой интерес. Среди команд, стартовавших в соревнованиях, пять коллективов представляли высшую лигу (в том числе два самых именитых наших клуба — чемпион страны прошлого года обладатель Кубка СССР и двукратный победитель зимних турниров полтавский «Вымпел» и четырехкратный «золотой» призер Всесоюзных первенств сильнейшая команда Европы элистинский «Автомобилист»), остальные были из класса «Б» и участниками чемпионатов РСФСР и Украины. Естественно, команды ставили перед собой разные цели: одни просто потренироваться, другие — набраться опыта во встречах с более сильными соперниками. Только «Вымпел» и «Автомобилист» рассчитывали на приз. Первые игры (турнир вновь проходил по олимпийской системе — с выбыванием проигравших) не удались. Наступившая оттепель превратила поля в грязное месиво. Особенно намучились те команды, которым по жребию пришлось выступать в Хороле и Решетиловке. Тяжелый, намокший мяч зачастую не докатывался до ворот даже после 11-метрового штрафного удара. Как здесь было не вспомнить о белоснежной чистоте зимних полей, о разнообразии технических приемов, которые можно на них выполнять! Видимо,Автомобили для соревнованийФедерация автомобильного спорта СССР утвердила новую классификацию автомобилей для спортивных соревнований и технические требования к ним. Эти документы введены с1 мая 1974 г. Классификация гоночных автомобилей не претерпела серьезных изменений. В формуле 2 введены дополнительные ограничения: блок и головка цилиндров двигателя должны использоваться от серийного автомобиля с годовым выпуском не менее 5000. Модернизирована формула 3, принятая для розыгрыша Кубка социалистических стран. В нее входят гоночные машины с двигателями до 1300 см 3 от серийного автомобиля, изготовленного в странах социалистического содружества. Подготовка двигателя к соревнованиям ограничена пределами конструктивных изменений, допускаемых для легковых автомобилей группы 1.В нем разрешается снимать воздушный фильтр, генератор, вентилятор; изменять систему выпуска отработавших газов после головки блока цилиндров, заменять жиклеры карбюратора, дозирующие подачу топлива. Коробка передач используется только от серийного автомобиля и может иметь не более четырех передач для движения вперед и одной — назад. Размеры дисков колес не ограничиваются. Собственный вес автомобиля — не менее 420 кг. Машины гоночной формулы 4 (до 350 см3) должны иметь двигатель отечественного производства, основными деталями которого являются картер и цилиндры. Применение стартера и задней передачи не обязательно. Классификация легковых автомоби30 лей отныне соответствует требованиям технического кодекса ФИА. По степени разрешаемых конструктивных изменений автомобили делятся на три группы. К первой относятся серийные машины с минимально допускаемыми изменениями (годовой выпуск не менее 5000). Ко второй — те, в которых возможны большие конструктивные изменения, чем в первой. В третью — входят машины с конструктивными изменениями, которые превышают разрешенные для группы 2, а также специально построенные для спортивных целей. Для легковых автомобилей установлены 13 классов по рабочему объему двигателя — от 500 до 5000 см 3 . Из них для наших спортсменов наибольший интерес представляют класс VII (свыше 1150 до 1300), класс УШ (свыше 1300 до 1600) и класс X (свыше 2000 до 2500 см3), которые по кубатуре охватывают автомобили, находящиеся в массовом производстве на отечественных заводах («Запорожец», «Жигули», «Москвич», «Волга»). В любом случае при использовании поршней и поршневых колец ремонтных размеров теперь не допускается увеличение рабочего объема двигателя с выходом за верхнюю границу класса. Легковые машины должны быть оборудованы: ремнями безопасности, двумя зеркалами заднего вида, расположенными с разных сторон кузова, огнетушителем емкостью не менее 2 л, закрепленным в салоне; каркасом безопасности не менее чем с одной дугой, установленной за передним сиденьем, и двумя трубчатыми подкосами; шинами, отвечающими возможностям автомобиля по максимальной скорости и нагрузке и не имеющими наружных и внутренних трещин, следов механических повреждений и неравномерного износа протектора (установка шин с наваренным протектором не допускается). Предусматривая в классификации легковых автомобилей группу 3, ФАС СССР имела в виду, что в нее войдут машины новых моделей, выпущенные заводами первоначально в небольшом числе экземпляров, а также образцы машин, модернизированных как на заводах, так ив спортивных органиг зациях. Все агрегаты и узлы на таких автомобилях должны быть использованы от серийных или экспериментальных моделей отечественного производства, независимо/ от их количественного выпуска. Кроме того, в эту группу смогут войти автомобили, специально построенные для спортивных целей и отвечающие требованиям, предъявляемым для движения по дорогам общего пользования. Допускается четырехместный или двухместный кузов любой конструкции, причем изготовленный в соответствии с требованиями безопасности. Грузовые автомобили, а также все машины повышенной проходимости классифицируются по грузоподъемности. Классы их сохранены такими же, как и раньше, за исключением одного: грузоподъемность автомобилей, входящих в класс IV, теперь установлена. от. 4,0 до 6,0 т, в то время как раньше верхний предел ограничивался 5,5 т. В отношении грузовых автомобилей более жесткими стали требования безопасности. Ёмкость огнетушителей