Сорок пятый год явился поворотным пунктом в истории стран Восточной Европы. Советская Армия принесла их народам освобождение от фашистского ига и подлинную свободу. Встав на путь социализма, эти государства стали планомерно. высокими темпами развивать национальную экономику и среди других отраслей — автомобильную промышленность. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Югославия начинали «с нуля». В Чехословакии до войны было пять небольших автозаводов («Аэро», «Прага», «Татра», «Шкода» и ЯВА), которые в 1938 году выпустили всего 12,5 тысячи машин. так же как и предприятия, находившиеся на территории нынешней ГДР, они не могли служить базой для современного автомобилестроения — с массовым и крупносерийным производством на основе нового оборудования и технологии. Социалистическая система хозяйства обеспечила плановость, размах и высокие темпы становления автомобильной индустрии. Выросли и автомобильные заводы, а вместе с ними — специализированные предприятия по производству двигателей, передних и задних мостов, коробок передач, так называемых комплектующих изделий. Даже простой их перечень занял бы сегодня больше журнальной страницы, не говоря уж об отдельных моделях грузовиков, автобусов, специализированных машин. Мы остановим внимание на легковых автомобилях, которые неизменно вызывают интерес у широких масс автомобилистов. Крупнейшим производителем легковых автомобилей среди социалистических стран Европы является Чехословацкая Социалистическая Республика. По статистическим данным за 1972 год, там построено 154,4 тысячи легковых машин заводами «Шкода» (152,8 тысячи) и «Татра» (1,6 тысячи). Оба они имеют давние традиции производства автомобилей — их первенцы увидели свет соответственно в 1905 и 1898 годах. Однако лишь за последние годы эти предприятия развернули выпуск машин в современных масштабах. В этой связи достаточно сослаться на новый современный завод «Шкода», построенный десять лет назад в г. Млада-Болеслав и оборудованный по последнему слову техники. Ввод его в строй позволил увеличить производствомалолитражек, и в августе прошлого года с конвейера сошел миллионный автомобиль. Завод в Млада-Болеславе делает легковые машины с кузовом «седан», а выпуском автомобилей «Шкода» — с кузовом «купе» (модель «ПОР») занимается филиал в г. Врхлаби. Специальность фирмы «Татра» — тяжелые грузовики, и поэтому она выпускает на одном из своих заводов в г. Копрживнице лишь ограниченное число представительских легковых машин. Автомобильные заводы Германской Демократической Республики, которые изготовляют в год 142 тысячи легковых машин (здесь и далее приводятся цифры 1972 года), представлены предприятиями АВЭ в г. Эйзенахе (машины «Вартбург»), «Заксенринг» в г. Цвиккау (машины «Трабант») и «Баркас»' в г. Карл-МарксШтадте (машины одноименного названия). Все они входят в объединение ИФА и выросли на месте старых предприятий — соответственно филиала ВМВ (строил автомобили с 1896 года), заводов «Хорьх» (с 1904 года) и «Фрамо» (с 1927 года). Пальма первенства по количеству изготовленных за год легковых автомобилей принадлежит «Закеенрингу» — 95 тысяч. Прошлый год для автостроения ГДР был юбилейным — с конвейера сошел миллионный «Трабант». Небольшое предприятие в Дрездене, возглавляемое гонщиком Г. Мелькусом, в 1969 году взялось за мелкосерийное производство (20 штук в год) спортивных машин на базе агрегатов «Вартбурга». Польская Народная Республика выпускает в год 95 тысяч легковых машин. Ее продукция — «польские ФИАТы» модели «125П», которые строит завод ФСО в Варшаве (тот самый, что в 1951 году начинал с машин типа нашей «Победы») в количестве 55 тысяч в год. Производство малолитражек «Сирена» сейчас передано с ФСО на новый завод ФСМ в городах Бельско-Бяла и Тихи. Это совсем молодое предприятие, которое еще переживает период строительства. Помимо «Сирены» оно будет изготовлять (по лицензии ФИАТа) модель «126П». Первая тысяча машин этой модели в середине прошлого года вышла из ворот завода. В нынешнем году запланировано дать уже 10 тысяч автомобилей ФИАТ126П, а также 35 тысяч «сирен». Конеч-. нал цель — 150 тысяч малолитражек в год. Мы не назвали еще одну марку —«Тарпан», сельскохозяйственный автомобиль с кузовом «универсал». Его производство только развертывается на небольшом предприятии под Вроцлавом. План на 1974 год — 3000 штук. Среди автозаводов Социалистической Федеративной Республики Югославии крупнейшим является «Црвена Застава» в г. Крагуевац. Значительную долю его производственной программы занимают легковые машины «Застава», которые он строит с 1953 года. Почти все свои модели он делает по лицензии итальянской фирмы ФИАТ. Из годового производства 86 тысяч легковых автомобилей в стране 80 тысяч приходится на долю «Црвена Застава». Среди других предприятий СФРЮ — «Томос», собирающий «ситроены», «Претис», выпускающий малолитражки по лицензии НСУ, и строящийся завод УНИС для сборки «фольксвагенов». В Социалистической Республике Румынии производство легковых автомобилей сосредоточено на двух заводах. Один из них, выпускающий с 1968 года по лицензии «Рено» малолитражки «Дачия», находится в г. Питешть. Это растущее предприятие, которое в ближайшем будущем станет давать более 100 тысяч машин в год. Другой завод (АРО в г. Кымпулунге) производит легковые автомобили повышенной проходимости. Прежняя модель «М461С» во многом подобна нашему ГАЗ-69. Последняя же — АРО-240 является уже собственной разработкой. Подобно Румынии, начала производство легковых автомобилей со сборки Народная Республика Болгария. Завод в г. Ловеч собирает с 1967 года «москвичи». В 1972 году страна получила 8 тысяч собственных машин, а в нынешнем их выпуск возрастет более чем вдвое. Венгерская Народная Республика сама не производит легковых автомобилей. Однако по кооперации в рамках СЭВ она является крупным поставщиком комплектующих изделий для заводов ВАЗ (СССР) и ФСО (ПНР). Такие кооперированные поставки деталей ведут также предприятия автомобильной промышленности ПНР. СФРЮ, НРБ. Таким образом, в социалистических странах Европы двенадцать автомобильных объединений производят 27 основных моделей легковых машин. Их технические характеристики приведены в таблице, а изображения важнейших моделей — на вкладке. SК оA• *Двигатель. « к ОаМаркаМодельS« OSл ооЯа иЯgs tr о so 4200 4200 4800 4800 4300 4650 4900 4650 4650 6500 4200 4200 4750 6000 5500 5250 5250 5200 5000 5000 5000 4000 4000 4200 3500 4800 52000.0 оs s a-R2 22434о о 7.6 7,6 7,5S B. о 26 26 23 29 40 43 49 52 52 85 50 50 70 55 40 54 54 65 60 75 752d Ею ооахо ОакоСа онл га оSо Й.«fаaдЯГ ftOo fflt-o°СИ ЯAлXл Я) • о. о ">«яVX Xи§1Kg0 «• s«S fflS«g«OHHK4—sSQ,lg615 650 578 615 855 805 825 830 885 795 900 960 750 815 660 935 950 960 970 970 1065 1390 1550 1550 1860 1470 1670у a 100 100 105 110 118 125 135 145 145 150 125 125 165 135 130 140 140 140 140 155 155 116 100 110 95 160 190gd1971—3 1973—8do "«Трабант» «Трабант» «Польский ФИАТ» «Застава» «Сирена» «Шкода» «Шкода» «Шкода» «Шкода» «Шкода» «Вартбург» «Вартбург» «Мелькус» «Застава» «Претис» «Дачия» «Дачия» «Застава» «Польский ФИАТ» «Польский ФИАТ» «Польский ФИАТ» «Застава» АРО' АРО «Баркас» «Татра» «Татра»601 «601-комби» 126П 750 105 100 ПОЛ594 594 594 767 842 988 1107 1107 1107 1174 992 992 1119 1116 996 1289 1289 1295 1295 1481 1481 1901 2512 2495 2407 2472 3495П Н—Н П Н—Н 3 Н—н 3 н-н П н—3 3 н—н 3 н—н 3 н—н 3 н-н 3 н—нполе ПОР120С 353 «353-турист» РС1000 101 1000К 1300 «1300-комби» 1300 125П/1300 125П/15007,5 7,0 8,3 8,8 9,5 4 9,5 4 10,8 3 7,5 3 7,5 3 9,5 8,8 44 7,5 4 8,5 4 8,5 4 9,0 4 9.0t4 Л4446889,0 9,0п п3п3ппкккн—н н-н н—н н—н н—н н-з н - з3 НН—3 Н—3 Н—3«125П-комби» АР-51 М461С 240кк—к к—к к—к к—к к—к д-к д-к Д-К д-к д-к к-к к—к к—к д-к к—к д-к д-к д-д д—д д-д д-д3555 4 — 2 0,42 4560 4 - 3 1,4 3055 4 — 2 0,1 3300 1040 4155 4155 4155 4155 4155 4220 4380 4000 3856 3810 4340 4404 4050 4233 4—4 4—2 4—4 4—4 4—4 2—2 4-4 4—4 4—5 2—2 4—5 4—2 4—4 4—5 4—4 5—4 0,1741,4 41,5 42,0 36,2 36Д 24,0 20,0 18,8 18,8 14,2 22,0 22,5 12,0 19,0 21,0 18,06,8 6.8 6,7 8,0 8,0 8,5 85 10,0 9,1 9,1 11.0 9,0 8.0 8,8— 0,370,37 0,37 0,37 0,37 0,52 1,80— 7.61970—7 1970—7 1971—6— —— — 10 1966— — — 0,361,65 0,35 0,381968—5 1973—6 1971 — 11 1970—4 1970—6 1969—11 1969—11 1971—9 1970—4 1971—8 1968—10 1967—9 1973—2— — 19,017.0— 9,59,5 11,5— —4233 5 - 4 0,38__'3560 3854 3960 3710 5065 50255-51,55— — — — — — 12,714,5 16,0 23 12,5 18,0пз 603-3 6137.5 63 6,7 77 6,7 80 7.1 75 8,2 105 9,2 165В Н—3 В 3—3 в Н—3к—к к-к к—к в н—н к—к 3 н—н 3 н—н й=й6-3 — 8-3 — 8—3 — 7—3 — 6 — 4 0.4 6 - 4 0,43——П римечание . Условные обозначения компоновочных схем: В — двигатель впереди и привод на все колеса; 3 — двигатель сзади и привод на задние колеса; К — классическая компоновка — двигатель впереди, ведущие колеса задние; П — двигатель расположен впереди, ведущие колеса передние. Условные обозначения подвески (первая буква относитсяк передним колесам, вторая — к задним): 3 — зависимая; Н — независимая. Условные обозначения тормозов (первая буква относится к передним колесам, вторая — к задним): Д — дисковые; К — колодочные.