Невозможно представить себе современную армию без колесных или гусеничных машин. Танки и ракетовозы, автомобили повышенной проходимости и самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры и плавающие автомобили, четырехосные тягачи и мотоциклы. В наших Вооруженных Силах вся эта самоходная техника применяется исключительно широко. Приведем одну только цифру: мощность моторов в нашей мотострелковой дивизии, приходящаяся на одного солдата, сегодня составляет около 30 л. с. Среди многообразия боевой техники, которой оснащена Советская Армия, остановимся на одной, весьма своеобразной и интересной машине, которая называется БРДМ. Это сокращение расшифровывается так: «бронированная разведывательно-дозорная машина». Из названия сразу становится ясно, для чего служит БРДМ в Сухопутных Войсках — для разных целей; разведки, походного охранения, управления и связи в боевой обстановке. За такими, на первый взгляд, сухими строчками стоят весьма сложные требования. Тут и отличная проходимость, и способность преодолевать речки и озера, и надежная защита от огня вражеской пехоты, и компактность, и малый вес, в главное, гармоничное сочетание всех перечисленных качеств. БРДМ представляет собой по существу бронетранспортер, сравнительно небольшой по габаритам (по длине примерно такой же, как ГАЗ-51 А, а по высоте почти равный ГАЗ-69). Он весит 5,6 тонны, вооружён пулеметом калибра 7,62 мми рассчитан, на экипаж из пяти человек. Заглянув под его броню (это легко сделать с помощью нашей вкладки), можно увидеть немало оригинальных конструктивных особенностей. Водонепроницаемый несущий корпус обеспечивает машине плавучесть. Водометный движитель позволяет двигаться и маневрировать на плаву. Четыре дополнительных колеса дают возможность преодолевать окопы и траншеи шириной до 1,2 метра. Эти колеса являются ведущими и опускаются при помощи гидроподъемника. Для обеспечения высокой проходимости у БРДМ четыре основных колес а — также ведущие. Они снабжены широкопрофильными покрышками размером 12,00—18 (как на ГАЗ-66) с грунтозацепами и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах (назовем ее условно СРД). Но обо всем по порядку. Сердце БРДМ — 90-сильный двигатель 34 (см. рисунок), испытанная «шестерка» того типа, что применяется на грузовиках ГАЗ-51 и ГАЗ-52. Двигатель размещен в отделении силовой установки, которое находится впереди. Там же расположены компрессор 37 с воздушным баллоном (они обслуживают СРД), рулевой механизм 36 и кабестан 38 с приводом (кабестан — это лебедка, которая служит для вытаскивания застрявших однотипных машин и самовытаскивания). Двигатель соединен с трансмиссией, куда входит, в частности, четырехступенчатая коробка передач 30 и двухступенчатая раздаточная коробка 26. В общей сложности они образуют восемь передач, что позволяет приспосабливаться к самым разнообразным дорожным условиям. От раздаточной коробки крутящий момент передается карданными валами к ведущим мостам — переднему 31 и заднему 20. От нее же приводятся (через коробку 25 отбора мощности, бортовые редукторы 48 и цепные передачи 25) дополнительные колеса 27, а также водометный движитель 17 (через карданную передачу 43 и собственную коробку отбора мощности 40). Агрегаты трансмиссии размещены во всех трех отделениях машины. Первое из них мы уже назвали. Во. втором — это отделение управления — мы видим органыуправления 10, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы 9, коротковолновую радиостанцию, аккумуляторную батарею, сиденья командира и водителя 11. Следующее — третье по счету — боевое отделение. Там, помимо вооружения и боекомплекта (на рисунке не показаны) и трех одноместных сидений, помещены два бензобака 18, водометный движитель 17 и 19, трюмный водооткачивающий насос (оборудование, необходимое при движении на плаву), гидроподъемники 22 дополнительных колес. Вот в общих чертах устройство БРДМ. А теперь познакомимся с тем, как она преодолевает окопы и плавает. Четыре дополнительных колеса 27 с пневматическими шинами размером 700X250 мм обычно находятся в поднятом положении. При наезде на бугры и другие неровности они, свободно вращаясь, помогают машине их преодолеть и не позволяют ей «сесть на днище». На подходе к окопам и траншеям водитель опускает эти колеса и затем (можно без остановки) включает их привод. Это рекомендуется делать на первой передаче с включенной низшей передачей в раздаточной коробке, направляя машину под прямым углом к линии окопа. Водометный движитель позволяет машине перемещаться на плаву за счет реакции от струи выбрасываемой им воды. Чем больше количество и скорость воды, тем больше реактивная сила, а следовательно, и скорость движения БРДМ на плаву. Этот движитель установлен в кормовой части корпуса и состоит из приемного патрубка 19 с решеткой, водомета 17 и водяных рулей с приводами управления, двух труб 44 и 45 заднего хода. Трубы заднего хода, через которые при закрытой заслонке 16 протекает вода, находятся в корпусе машины за рабочим колесом водомета 19. Корпус водомета, отлитый из алюминиевого сплава, служит картером для вала четырехлопастного рабочего колеса 17 и одновременно направляющей трубой для выбрасываемой движителем воды. Лопасти водяных рулей (на рисун• •. 'Жке не видны), установленные за рабочим колесом, позволяют изменить направление выбрасываемой струи воды, в результате чего бронетранспортер поворачивает. Чтобы при движении на плаву волна не заливала носовую часть БРДМ, там установлен волноотражательный щит 39, который можно поднимать и опускать. Для откачивания воды из машины предусмотрена специальная система, которая работает за счет разрежения, создающегося в корпусе водометного движителя при вращении рабочего колеса. При этом вода, попавшая в бронетранспортер, засасывается через систему клапанов и труб в корпус движителя и выбрасывается рабочим колесом вместе с забортной водой. Когда водометный движитель не работает, для этого используется водооткачивающий насос с электроприводом. Приемы управления БРДМ на суше и на плаву принципиально не отличаются от приемов управления другими колесными бронетранспортерами и плавающими автомобилями. БРДМ способна без остановки входить в воду, плыть, преодолевать мели и перекаты. В трудных дорожных условиях — на размокших грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине — пользуются системой 10 регулирования давления в шинах, устанавливая его с учетом плотности грунта. Преодолевая труднопроходимые участки, крутые подъемы и другие препятствия, включают передний мост 31, а в особо тяжелых условиях — низшую передачу в раздаточной коробке 26. Включать передний мост можно как на месте, так и при любой скорости движения, не выжимая сцепления, при условии, что задние колеса не буксуют. Как видите, БРДМ приспособлен для движения в самых разнообразных условиях, отличается высокой маневренностью, может выполнять многообразные и сложные задачи в разведке и дозоре. Полковник-инженер В. ИВАНОВ.:Г-:;•::.:Т>-:. г.:.''^••?^^^ХЖ,...2^ШГЖ£"^^ЪЖъ}Г^