32
33
СПОРТЭти интервью были взяты в прошлом году на этапе чемпионата мира по мотокроссу в Ленинграде. В тот день на трассе в Юкках собралось... Нет, к сожалению, мы не сможем сказать, сколько там было народу. В спортивных отчетах упоминались и 100 и 150 тысяч зрителей. Их могло быть меньше или больше — не в том суть. Гораздо важнее понять, почему в жаркий воскресный день, когда тянет к воде, в лес, десятки тысяч людей, избалованных самыми различными спортивными зрелищами, всем видам отдыха предпочитают поездку на мотокросс. Поездку не очень близкую и, скажем прямо, для многих утомительную — в переполненных рейсовых автобусах. Заметим, что в Юкках ничего из ряда вон выходящего произойти не могло. Чемпион мира определился неделей раньше, в Финляндия, а шансы наших ребят на призовое место нельзя было назвать даже призрачными. И все же...Мысли оНаш первый собеседник Иван Михайлович СОРОКИН. Он из Брянска. Старший инженер-конструктор проектного института, председатель первичной организации ДОСААФ. — Как я здесь оказался? Да так же, как и всегда. Прежде, чем определить место и время отпуска, заглядываю в спортивный календарь. Еду туда, где выступают сильнейшие кроссмены мира. Был в Москве, Белгороде, Львове, Полтаве. Иногда не один, а с товарищами — у нас многие понимают толк в мотоспорте. Подготовка резерва, или, другими словами, омоложение команды в том или ином виде спорта всегда процесс болезненный, и в то же время неизбежный. Но вот введение свежих сил в сборный коллектив гонщиков, выступающих на ледяной дорожке, на первый взгляд может казаться по меньшей мере преждевременным. В расцвете сил находится шестикратный чемпион мира Габдрахман Кадыров. Не сказал своего последнего слова на ледяных треках обладатель двух бронзовых медалей мировых чемпионатов Владимир Пазников. Стала уже привычной высокая спортивная форма опытных бойцов Владимира Цыброва, Константине Демахина, Юрия Дубинина. Да и вернувшийся после перерыва в сборную команду ветеран нашей ледовой дружины Борис Самородов переживает вторую спортивную молодость. И тем не менее в прошлом году после некоторых сомнений и раздумий Федерация мотоциклетного спорта СССР приняла решение — ввести в сборную 32А теперь вот — здесь. Знаете, услышал издалека, шум моторов — и сердце чаще забилось. Как у футбольных болельщиков при звуках футбольного марша. Мотокросс для меня — это азарт, эмоции. Несмотря на свои пятьдесят, я до сих пор в седле. Недавно в области однодневку выиграл. Когда-то был победителем в западной зоне по ипподромным гонкам. Но больше всего по душе — мотокросс. Да разве только мне. Он любим и признан повсеместно. У нас в институтской мотосекции ДОСААФ настоящего кросса неКто есть кто — извечный вопрос в спорте. Пока, на первых метрах кроссовой трассы он еще неясен. Фото В. Горлова устроишь — спортивных машин раздва и обчелся. А мы все равно свое первенство проводим — на одном-двух мотоциклах. Стартуем на время. У кого лучшие секунды — тот и чемпион. Эх, если бы советские гонщики снова вышли в чемпионы мира, авторитет мотокросса стал еще выше. А то сезон начинается — наши среди лидеров. Мы радуемся, очки считаем. Сезон кПослесловие к первенству по „ледяным"СССР гонкамНам, конечно, известны истоки свежих сил* которые черпает сборная команда. Популярность гонок по ледяной дорожке в нашей стране огромна. Нигде, кроме Советского Союза (несмотря на наличие дорожек с искусственным льдом в ряде стран), национальные чемпионаты в этом виде спорта не имеют такой разнообразной и широкой программы. Золотые медали у нас оспариваются на машинах классов 125, 175, 350 и 500 см 3 , первенства страны и Российской Федерации ежегодно включают около сорока соревнований. Младшие классы и дают хорошее пополнение для сборной страны. Можно вспомнить, что в свое время Кадыров выступал на 175-кубовом мотоцикле. Такой же путь прошел Сергей Тарабанько, пересевший на «пятисотку» только в 1971 году. Сейчас тренеры внимательно присматривают-команду страны группу молодых гонщиков, не имевших опыта выступлений на международной арене. Владимир Чапало, Анатолий Сухов, Александр Ивченко и Сергей Тарабанько сразу же отправились за рубеж на серию товарищеских соревнований и отборочные старты личного чемпионата мира. В целом результаты их выступлений не были удачными. Лучше других показал себя Чапало, занявший в финале чемпионата мира почетное пятое место. И все же старты наших молодых гонщиков на ледяных дорожках Голландии, Италии, Франции и ФРГ стали главной темой репортажей и отчетов зарубежных корреспондентов. У русских великолепный резерв — такова была общая и единодушная оценка мастерства дебютантов международных соревнований. М-в* «•• | i\m шш л% аъ a& 4Ьвысказанныетремяконцу — считать нечего. Выдержки что ли ребятам не хватает? Обидно. Когда же наконец появятся у нас новые Арбековы и Григорьевы? Вторая наша беседа — с гостем из Чехословакия. Иозеф КОУБЕК живет в Страконицах. Директор завода 43. На мотоциклах этой марки выступают в чемпионатах мнра некоторые советские гонщики. — Мое отношение к мотокроссу? Двоякое — служебное и как болельщика, хотя это где-то переплетается. Наш завод в год делает примерно 20 тысяч спортивных мотоциклов, и надо, чтобы эта техника была на уровне современного кросса. А каким он стал, кросс — вы знаете: скорости невиданные, конкуренция острая. И гонщиков и машин. Раньше стоял вопрос — 4 3 или «Хускварна». А сейчас полтора десятка заводов бросают лучшие силы На создание кроссовых машин для чемпионатов мира — «Ямаха», «Сузуки». «Майко», «Монтеса», КТМ... Мощность современных машин, их динамика, ходовые качества, прочность — все достигло невероятных с технической точки зрения показателей. Тут сыграл большую роль выход на спортивное поприще ведущих японских фирм с их крупными исследовательскими и конструкторскими центрами. Но наряду с положительным они привнесли в чемпионаты многое, что сопутствует капиталистическому укладу, — безудержную рекламу, деньги, перекупку лучших гонщиков. Чемпионат мира утрачивает былой демократизм. Участвовать в нем можно теперь практически только на уникальных фирменных машинах. Стоимость их баснословна. Число стартующих сократилось. 4 3 — единственный завод, представляющий на чемпионатах мира по кроссу мотоциклетную промышленность социалистических стран. У нас,иШОКрОССбшше,,иипонятно, иные цели — и прежде всего содействовать развитию мотокросса в стране, создавать мотоциклы для массового спорта. А в конструкции уникальных машин сейчас приходится многое пересматривать, улучшать. Это дело не одного дня. Но мы верим, что мотоциклы 43 не уступят грозным соперникам, если, конечно, будут в умелых руках. У способных советских гонщиков, у наших лучших кроссменов одна болезнь — отсутствие стабильности. Высокие результаты чередуются с досадными срывами (поломку машин яв счет не беру). Понаблюдайте за чемпионом мира шведом Андерссоном или вице-чемпионом Вайлем из ФРГ. Можно подумать, что мотоциклом управляет автомат, а не человек. Пять кругов подряд мы засекали время Вайля. Отклонения составляли десятые доли секунды. Или обратите внимание, с какой скоростью выходит из поворотов Андерссон — И никогда его не «выносит». Вот это класс) У мотокросса — в этом я глубоко убежден — огромное будущее. И очень важно, чтобы ФИМ давала его развитию правильное направление. Высказываю свое мнение, но, полагаю, было большой ошибкой изменение системы зачета в чемпионатах мира — очки за каждый заезд, а не за общий результат на этапе. С первого взгляда это справедливее. А на деле искажает главный критерий в мотоспорте — оценку гонщика и машины, ее надежности. Возле бокса, на котором крупно выведено «КТМ», мы разговариваем с господином ТРУНКЕНПОЛЬЦЕМ — главой австрийской мотоциклетной фирмы. Он впервые в СССР, впервые иа трассе в Юкках, во с советскими гонщиками знаком несколько лет. — Спортивные мотоциклы — для многодневки и кроссовые — в программе нашей фирмы занимают большое место — около 10 тысяч в год. Мыпродаем их в Европе ив США. Как же мне не интересоваться кроссом? Хотя для этого интереса есть и другие веские причины. В прошлом я гонщик. Не профессионал, но большой любитель. Выступал на «кольце». Не без сожаления должен отметить: шоссейко-кольцевые мотогонки на первенство мира утрачивают былую популярность. И дело не только в печальных жертвах, которыми отмечены последние сезоны, не только в трудностях с трассами. Резко сократилась конкуренция. А без этого нет спорта. В кроссе же соперничество все острее — отсюда и популярность. Посмотрите, сколько сегодня здесь людей. Это потому, что мотокросс дарит много ярких впечатлений. В свою очередь, и зритель нужен спорту. Без него состязания блекнут, теряют привлекательность. Мы с женой восхищены тем, что видели в Москве и Ленинграде. Сегодняшнее соревнование, присутствие десятков тысяч энтузиастов мотоспорта — превосходное дополнение ко всему виденному. Несколько лет мы наблюдали советских гонщиков на трассах чемпионатов мира и убедились в их высоком классе. Наше предложение установить деловые контакты нашло поддержку в Федерации мотоспорта СССР. Мы благодарны ей. Сейчас два советских спортсмена выступают на КТМ. Позволю себе высказать предположение — одним из ближайших чемпионов мира будет представитель вашей страны. Поверьте, я вовсе не связываю это с мотоциклами нашей фирмы. Просто вижу, что система подготовки кроссменов в СССР, их дисциплина, трудолюбие выше всяких похвал. Если же речь идет об именах, то это может быть и Моисеев, и Кавинов, и кто-либо из молодых гонщиков, фамилий которых я пока еще не знаю. Беседы вел М. ТИЛЕВИЧ юзных соревнованиях. А вот работа по воспитанию гонщиков высокого класса, которым доверяется защищать честь страны на международной арене, еще никак не отмечается и не поощряется. К примеру, тот же Новосибирск дал команде СССР по мотогонкам на льду четырех спортсменов. Будет справедливым, если занятые членами сборной места в первой шестерке чемпионата мира будут давать их организациям по крайней мере не меньше очков, чем подготовка чемпиона страны.Г. ФОМИН, заслуженный тренер СССР Результаты соревнований~ся к В. Сербину из Куйбышева и Н. Костюнину из Вятских Полян, начавшим свое «ледовое образование» в младших классах машин. Таким образом, уже смело можно утверждать, что Федерация мотоспорта не ошиблась в своем решении. Все молодые кандидаты в сборную в этом году успешно выступали в отборочных соревнованиях личного чемпионата страны ив финале заняли места в первой десятке. Более 20 тысяч зрителей, заполнивших трибуны новосибирского мототрека ДОСААФ, где проходили заключительные старты первенства в классе 500 см3, бурно приветствовали успех своего земляка армейца Сергея Тарабанько. За два дня соревнований он набрал 27 очков из 80 и впервые стал чемпионом СССР. Минувшее первенство можно назвать наглядным сибирским уроком всемспортивным организациям страны, культивирующим мотогонки на льду. Новосибирск еще раз подтвердил, что является бесспорным лидером ледового спидвея в классе 500 см3. В финале стартовали пять представителей этого города, и все они выступали хорошо: С. Тарабанько был первым, А. Ивченко — третьим, В. Дубинин — шестым, В. Хайкин — седьмым и Ю. Дубининвосьмым. Результаты сибиряков могли быть еще лучше: ведь они стартовали без своего лидера В. Пазникова, который из-за болезни вынужден пропустить зимний сезон 1974 года. И еще одна черта. В спортивном коллективе Новосибирска удачно сочетаются опыт старших и задор молодых. Словом, у сибиряков нужно учиться. В этой связи злободневным становится вопрос о повышении заинтересованности комитетов ДОСААФ делегировать своих спортсменов в сборные коллективы страны. Пока очки начисляются оборонным организациям только за участие их спортсменов во внутрисо-500 смЗ (Новосибирск): 1. С. Тарабанько (Новосибирск); 2. В. Цыбров (Луховицы, Московская область); 3. А. Ивченко (Новосибирск). 350 смз (Вятские Поляны): 1. С. Чирцев (Ижевск): 2. В. Присяжнюк (Новокузнецк); 33. В. Сандульский (Владивосток). 175 см (Красноярск): 1. С. Вубич (Красноярск); 2. В. Диноченко (Дивногорек); 3. Л. Рудашевский (Красноярск). 12э смз (Каменск-Уральский): 1. В. Тетерин (Каменск-Уральский); 2. М. Кравченко (ГСВГ); 3. В. Чупин (Каменск-Уральский).33