Длинный спидвей. Чемпионат 1978 годаПо новой формулеС нынешнего года Международная мотоциклетная федерация утвердила для этого вида соревнований новое название — длинный спидвей. Р аньше он был известен как гонки по 1000-метровому треку. Для наших любителей спорта, след ящихза тем, что происходит на международных трассах, этот вид что-то вроде таинственного незнакомца. Советские гонщики еще ни разу не стартовали на Длинном треке за рубежом, хотя чемпионаты мира проводятся с 1971 года (класс 500 смЗ). Правда, лет восемь назад группа ленинградских спортсменов гостила в Финляндии, где познакомилась с состязаниями на 1000-метровом треке, но эта поездка практически мало прибавила к тому, что было известно о новом родста еннике традиционного спидвея. Между тем фамилии чемпионов мира по длинному спидвею (будем теперь называть его так) — И. Маугера из Новой Зеландии, датчанина О. Ольссена, шведа А. Миханека и Э. Мюллера из ФРГ свидетельствуют о том, что успех здесь неизменно приходит к самым опытным мастерам обычных гаревых гонок по 400-метровому треку. Мотоциклы, способы их подготовки, техника старта и прохождения поворотов — главные секреты трековых соревнований, несомненно, роднят оба вида. В нашей стране регулярно проводятся гонки по ипподрому (имеющие, кстати, большую историю), которые очень близки к длинному спидвею. Выло время. когда на ипподроме гонщики выступали и на машинах классов 500 смЗ, но из-за больших скоростей и связанной с ними опасности травм «пятисотки» исключили из соревнований. Не последнюю роль в этом сыграл, видимо, и спидвей, который своей популярностью затмил ипподромные гонки. В итоге здесь остались лишь три класса машин: 125, 175 и 350 смЗ (с нынешнего года введен четвертый — 250 смЗ). Теперь можно утверждать, что мы уже заочно знакомы с длинным спидвеем. И хотя это название еще не фигурирует в спортивном календаре (по-прежнему в ходу ипподромные гонки), наши спортсмены накопили некоторый опыт выступлений на 1000-метровых дорожках в классе 500 смз. Прошли уже четыре чемпионата Советского Союза, последний из них — почти по той же формуле, что и мировое первенство, нынешнего года. Правда, если ориентироваться на фамилии чемпионов, то можно сделать вывод: преимущество гаревиков у нас еще не такое сильное, как за рубежом. Первую золотую медаль завоевал В. Смирнов (Ленинград), выступающий в спидвее и на ледяной дорожке. Второй чемпион — Я. "Мюрк (Таллин) тяготеет к кольцевым и ипподромным гонкам. Высшая награда и на счету новосибирца С. Тарабанько (он разделил ее со Смирновым) — признанного аса ледяного трека. И, наконец, А. Фролов из Вознесенска, можно сказать, чистый гаревик . Так что спор о преимуществах спортивных специальностей на наших 1000-метровых дорожках в классе 500 смЗ еще не решен, правда, склоняется он, судя по всему, в пользу мастеров спидвея.X Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистовАвтомобилиста вистинном значении этого слова от просто ездящего за рулем , независимо от того , к то он — профессионал или любитель, о тличают многие качества , в ыражающие его заинтересов анность , его компетентностьв автоделе. Не случайно лет сорок назад между понятием «автомобилист» и «автоспортсмен» ставили знак равенства, п одчерки ­ вая тем самым , что оба эти слова определяют высшуюквалификацию водителя. Само собой разумеется , чем больше будет у нас настоящих автомобилистов среди тех, к то водит машины , тем в большем выигрыше окажется не только автомобильное дело, но и общество в целом. Меньше аварий , ж ертвидругих потерь, меньше конфликтныхситуаций на дорогах, в ыше производительность труда шоферов и многое, многое другое . • Обо всем этом думали мы , когда под звуки марша на торжественноеоткрытиеX Всесоюзных соревнований школьниковавтомобилистов выходили 17 команд сою зныхреспублик , городов Москвыи Лен инграда . В самом деле, ведь именно этой благородной цели — в оспитаниюнастоящих автомобилистов, автомобильной смены , достойной двадцатого веиа, и служат наши соревнования , к оторыеживут , ш ирятся , н абирают силу уже десять лет кряду . П омнится , п ервый отчет онихвжур ­ нале назывался «В добрый путь!» И были в нем такие слова: «Не нужно быть пророком , чтобы предугадать будущее этих соревнований... Право же , мы не удивимся , если спустя какое-то время в городах на стартысостязанийшкольни ­ ков-автомобилистов выйдутсотни , тысячи ребят...» И вот лучшие из этих сотен итысяч стоят здесь, в Рустави , на трассе нового спортивно-технического комплекса ДОСААФ Грузии , чтобы выслушатьпри -ПРИЗЫ,ветствия инапутствиестарших , о щутитьприподнятость ритуала открытияири ­ нуться в водоворот спортивнойборьбы . По сложившейся за десять лет традиц ииотнрытиеприуроченок началу вод ительскихсоревнований — автоэстафете, с коростномуманеврированию , а за день до этого ребята мерятся силами взнании правил движения , в умении метк о стрелять из малокалиберной винтовк и . Так что к подъему флага уже проведецы первые подсчеты. « Р ебятки , — обращается к своим под опечнымруководителькоманды Саратова А. Г. Канаев, — надо во чтобы то ни стало отыграть 13 секунду ростовчан. П онимаю , очень это трудно , но ведь невозможного-то нет». А лександр Георгиевич знает, что говор ит . Пять раз приводил своих ребяток на высшуюступень пьедестала почета. После первого дня саратовцы лишь на пятом месте — о нипроигрывают 53 оч ­ к а (секунда — очко) дебютантам — грузинским школьникам, неожиданно для всех набравшим наименьшую сумму. 18 очковуступаютони номанде Московс кой области (согласно Положению , в финал допускали трех победителей Всеросс ийских соревнований), 14 — м осквичам . Но Канаев говориттолькоо 13 «ростовс ких » с екундах . В том , что его питомцыостальных одолеют, он уверен . ...На раскаленной трассе в Рустави все дышит зноем. В тени плюс тридцать восемь, на солнце около пятидесяти . Если бы не титаничесниеусилияначальника республиканского спорттехклуба Тенгиза Давыдовича Чхаидзе, всю ночь вместе спомощникамисооружавшего тент, было бы здесь сущее пекло. Под стать рекордной жареиспортивныестрасти . В автоэстафете ростовчане показывают великолепное время — 129,98 с, и всегда уравн овешенные , с покойныесаратовцы , стар-БОЛЕЛЬЩИКИ34