Как известно, в прошлом году ЦК ДОСААФ СССР подвел итоги конкурса на лучшую организацию парковой службы и безаварийную эксплуатацию автомобилей, посвященного 50-летию оборонного Общества. В нем приняли участие десятки учебных организаций. На помещенной здесь вкладке мы решили показать автопарк школы таким, каким увидели его, ознакомившись со всеми отмеченными жюри отчетами. Схема получилась «синтетической». В нее вошло все лучшее, что сделано в верхне-пышминской технической и гродненской объединенной технической, хабаровской образцовой объединенной технической, зеленодольской, радомышльской, луцкой, асбестовской и других автомобильных школах Общества.Разъемный двигательЯМЗ-740Предметность, наглядность обучения — одно из главных условий высококачественной подготовки водителей. Для осуществления этого принципа учебные организации стремятся оснастить классы, лаборатории наглядными пособиями, позволяющими увидеть скрытые процессы, взаимодействие деталей, проследить пути движения жидкостей и газов. Хороший учебный макет облегчает работу преподавателя и помогает ученикам быстрее усваивать наиболее трудные темы. Одной из таких тем по праву считается изучение устройства двигателя. В нашем днепропетровском автотранспортном техникуме разработан и изготовлен представленный на фотографиях «действующий» разъемный электрифицированный двигатель ЯМЗ—740 автомобиля КамАЗ. Это не первая наша разработка. От предыдущих она отличается тем, что внешние формы двигателя не нарушены (фото 1), а его разделение по разрезам и соединение в единое целое осуществляются без вспомогательных рычагов и приспособлений, несмотря на громоздкость дизеля. Достигается это введением скрытых шарниров и использованием существующих валов и осей механизмов. На первой фазеразъема открываются влево и вправо внешние части стенок блока цилиндров с поддоном картера и выпускными коллекторами (фото 2). Открывается обзор средней полости блока. где устроена дополнительная подсветка. Хорошо видны гильзы цилиндров, поршни, пальцы, масляный насос. При помощи вставной рукоятки-«ключа» можно еще глубже раскрыть центральную часть блока: средняя группа двух цилиндров с поршнями и шатунами, повернувшись на коренных подшипниках вокруг коленчатого вала на 45°, опускается вниз до упора (фото 3). Становятся видны детали двигателя и распределительный механизм в сборе. Кроме того, при необходимости можно раскрывать головки блоков и все дополнительные агрегаты. В любой фазе, насколько бы двигатель ни был «раскрыт», он остается «работающим». Его привод с частотой вращения коленчатого вала 3 об/мин осуществляется через бесшумный червячный редуктор от однофазного электромотора. Вращение коленчатого вала используется также (через специальный контактор типа «мальтийский крест») для включения соответствующей подсветки и синхронного звукового сопровождения. Этот двигатель экспонировался в павильоне «Народное образование» на ВДНХ и получил немало хороших отзывов. Полагаем, что таким способом можно своими силами сделать разрез любого мотора, который имеется в учебной организации. 3. СОЗАНСКИЙ, преподаватель г. ДнепропетровскАвтопарк школыАвтомобили, возвращающиеся с маршрутов, проходят через въездные ворота КТП (1) и сразу направляются к пункту заправки (2), где установлены колонки по числу сортов используемого топлива. Рядом с пунктом заправки, к аки положено, оборудован противопожарный пост (3). Заправленные автомобили проезжают на двухпостовую мойку (4) со сквозным проездом. И после нее — на эстакады ЕО (5), где имеется четыре поста. Прошедшие ежедневное обслуживание и не нуждающиеся в ремонте автомобили отправляются на стоянки (6, 7). Если жев процессе обслуживания выясняется, что тот или иной автомобиль нуждается в ремонте, он направляется в пункт технического обслуживания и ремонта (8). Сюда же поступают автомобили, которым запланированы ТО-1 и ТО-2. Проверка состояния автомобилей, отправляющихся на линию и возвращающихся в парк, осуществляется на КТП. В выносках крупно показаны световые табло с надписями, предупреждающими об особенностях погоды, состоянии дороги, и разметка (9) для проверни исправности тормозов. Перед выездными воротами устроена осмотровая канава. Здесь же , рядом с КТП, оборудована площадка отдыха водителей со. средствами наглядной агитации по тематине безопасности движения. В самом помещении контрольно-технического пункта имеется специальный класс безопасности движения для занятий с мастерами обучения практическому вождению. Схема движения внутри автопарка, к ак это явствует из описанных маршрутов, организуется по кольцевому принципу, практически не имеет узловых точен, где бы пути автомобилей пересекались. На случай, когда потребовалась бы экстренная эвакуация транспорта, в дополнение н основным въездным и.выездным предусмотрены запасные ворота. Мы намеренно не приводим размеров территории и помещений, не даем перечня оборудования. Размеры каждая школа выбирает в зависимости от парка машин. А перечни приводятся а специальных документах и литературе. Организация образцовой парковой службы — важный резерв в повышении качества подготовки водителей для Советских Вооруженных Сил и народного хозяйства страны. Художник Л. Леонов