ранность. Стали требовательнее преподаватели. — Однако требовательность и строгость не могут быть единственным оружием педагога на все случаи жизни, — улыбаясь, поясняет Нина Антоновна. — На поощрения мы\ тоже не скупимся. Помню, в праздничном приказе по случаю 60-летия Октября было отмечено сразу 57 курсантов. Одним объявлена благодарность. Другие награждены нагрудными знаками. Фотографии третьих занесены на Доску почета. Практикуем мы и такие формы — посылаем выписки из приказов на предприятия, откуда пришли к нам ребята. Пусть и там знают, как учатся их товарищи, как готовятся к защите Родины... Да, непросто вчерашним школьникам усвоить воинские порядки, привыкнуть к армейской дисциплине. Непросто овладеть и профессией военного водителя. Но они привыкают и овладевают. И в том, что это действительно так, мне довелось убедиться, побывав вместе с ребятами в многокилометровом марше. Колонна из сорока празднично украшенных автомобилей в сопровождении автобуса прошла по маршруту Ухта — село Изваиль. Целый день курсанты, сменяя друг друга, вели автомобили. И ни снежные заносы, ни мороз не помешали колонне пройти маршрут точно по графику. В этот день будущие воины еще и еще раз могли убедиться, как важны внимание и собранность, как нужны водителю физическая закалка и дисциплинированность. Надолго останется в их памяти этот пробег. А пятерым он запомнится на всю жизнь. Потому что именно в этом пробеге Геннадию Малышеву, Александру Козловскому, Василию Истомину, Александру Чесонису и Александру Шевколенко были вручены комсомольские билеты и значки. В Изваиле, у памятника героям-партизанам. И это стало в школе доброй традицией. В торжественной тишине стоял строй курсантов. И падали в душу каждого взволнованные слова тех, кто здесь, на Севере устанавливал Советскую власть, кто сражался с белогвардейцами и интервентами, — ветеранов гражданской войны Э. Ваза и старожила поселка С. Уляшева. И салют из ракетниц был как клятва на верность святому делу, во имя которого погибли герои. Эту клятву выпускники школы сдержат. Порукой тому письма, приходящие на имя Нины Антоновны из разных воинских частей. Такие, как вот эти. «Служба идет хорошо. Надеюсь к концу года стать отличником боевой и политической подготовки. Вам, наверное, странно читать это — я ведь был одним из самых «трудных» в группе. Но это было от мальчишества. Сейчас многое переосмыслил. А у Вас сейчас набор. И среди новых ребят будут такие же, каким был я. Прочтите им мое письмо. Пусть задумаются и не совершают моих ошибок. Андрей Поляцкий» «Пишет Вам группа бывших курсантов. Службой довольны. Стараемся не уронить чести своего города и своей школы. Нина Антоновна, огромное спасибо Вам за то, что сумели привить нам такую любовь к профессии шофера. Бывшие курсанты группы 31» г. Ухта 3* Антонина ГОРОЯНРАССКАЗЫВАЕМ О ПЕРВОМ ОПЫТЕБольшие, ответственные задачи, поставленные в решениях июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС по дальнейшему подъему сельского хозяйства, решают советские люди. На заводах, фабриках, транспортных предприятиях, в научно-исследовательских организациях — везде и всюду изыскиваются новые резервы помощи селу, эффективного участия в этом общенародном деле. Свой вклад в него вносят и организации оборонного Общества, расширяющие подготовку кадров сельских водителей и механизаторов. Сегодня мы рассказываем о начинании одного из спорттехклубов ДОСААФ, сконструировавшего несложный передвижной класс. ми и поперечными планками. Их погрузка и выгрузка осуществляются при помощи специального трапа (фото 2). Этот же трап позволяет вкатывать контейнеры в помещение. В пяти первых контейнерах размещается все, что нужно для обучения автомобилистов: двигатель, детали и узлы его механизмов; приборы систем охлаждения, смазки, зажигания, электрооборудования; механизмы управления, трансмиссии, тормозной системы; плакаты и схемы. В шестом, удлиненном контейнере размещен мотоциклетный класс: мотоцикл с разрезами, планшеты, плакаты. Здесь же помещаются дорожные знаки и наглядные пособия, необходимые для изучения Правил дорожного движения. Практическое вождение при использовании передвижных классов может осуществляться на автомобилях и мотоциклах ближайшего спорттехклуба или первичной организации (в том числе взятых напрокат), на самом транспортном автомобиле, если он оборудован для этих целей, а также на личных мотоциклах. Такой передвижной класс не требует сложного дополнительного оборудования, сделать его довольно просто, н можно полагать, что он найдет распространение в организациях ДОСААФ, поможет им готовить водителей в колхозах и совхозах. К. ШЕСТОПАЛОВ, начальник отдела ЦК ДОСААФ СССРСколько дворов — столько моторов! Автомобили, мотоциклы стали сегодня непременной принадлежностью жизни, быта каждого села. Без них просто невозможно себе представить работу агрономов, бригадиров, механизаторов, ветеринаров, других командиров и специалистов сельского хозяйства. Транспортные связи между усадьбами, бригадами, фермами, личные поездкивсе это переложено на плечи моторной техники. И понятно, сколь велика потребность на селе в курсах по подготовке водителей, сколько людей ощущает здесь необходимость получить водительские удостоверения. В то же время создавать в колхозах и совхозах постоянно действующие классы, оборудованные полным набором необходимых технических средств, не всегда целесообразно. Как показал опыт, в таких случаях наиболее эффективным оказывается применение классов на колесах. Об одном таком классе, выпускаемом производственным комбинатом «Вихур», журнал уже писал (1977, № 3). Сейчас мы представляем новый вариант, отличающийся большей универсальностью и простотой в изготовлении. Этот совмещенный класс, предназначенный для обучения водителей легковых автомобилей и мотоциклов, разработан и выпускается ереванским спортивно-техническим клубом ДОСААФ. Он состоит из шести контейнеров, которые размещаются в кузове фургона, обшитого стальным листом и установленного на автомобиле ГАЗ—52 или ГАЗ53А (фото 1). Контейнеры стандартные, применяемые в торговой сети. В транспортном положении они закрепляются от смещения продольны-15