По пандусу, ведущему внизВ Москве, у северного входа ВДНХ, рядом с монументальной мухинской композицией «Рабочий и колхозница» идет строительство первой в нашей стране многоярусной подземной стоянки для автомобилей личного пользования. Минует полтора-два года и...Откажемся от репортерских фантазий и предоставим слово бывшему начальнику Главмосинжстроя, ныне заместителю председателя Мосгорисполкома Анатолию Ефимовичу Бирюкову, под чьим руководством начинали сооружать новый комплекс автообслуживания. — Многоярусная подземная стоянка, — рассказывал он, — рассчитана более чем на две тысячи машино-мест, она расположится на восьми этажах, идущих вниз. Часть ярусов планируется отвести под временные, а часть — под постоянные стоянки машин. Район выбран не случайно: рядом ВДНХ, зеленые массивы Останкино и Сокольников, телецентр, артерия Ярославского шоссе, комплекс гостиниц. Словом, стоянка будет на бойком месте. Допустим, по дороге в Палангу или Феодосию вы захотели сделать остановку на несколько дней в Москве. Семью уже удалось разместить в гостинице. Где парковать автомобиль? Притормозите у сквера на пересечении проспекта Мира и улицы Сергея Эйзенштейна, под козырьком над пандусом, спиралью ведущим вниз. Оператор, к которому вы, не выходя из автомобиля, обращаетесь, нажимает кнопку, и светящееся табло показывает наличие свободных мест. Вам вручают номерной жетон. Опускаете его в контрольный аппарат, и автоматический шлагбаум открывает путь. Проезд около трех с половиной метров шириной уходит под землю под уклоном 17,6°. Притормаживая двигателем, делаете один виток, второй, третий... Наконец, по стрелке указателя сворачиваете и въезжаете в один из нефов, а проще говоря, в один из длинных стояночных залов, где справа и слева вдоль шестиметрового проезда расположились на отдых «жигули», «волги», «москвичи» и «запорожцы». Ширина нефа — 18 метров (их три на каждом этаже), длина — 114, а высота потолка «в чистоте» — 2,3 метра. Вот и площадка с вашим номером. Сюда подведено автономное освещение, здесь чисто и тепло. Дежурный осведомляется, не нужен ли вашему автомобилю дорожный ремонт или регулировка — можно вызвать механика. Кстати,напоминают вам, мойка работает на стоянке круглосуточно. Лифт доставит вас наверх. Бросается в глаза, что обслуживающего персонала совсем немного. Автоматика заменяет десятки людей. С ее помощью регулируются въезд и выезд, расчеты с клиентами. Автоматические установки предусмотрены для очистки сточных вод и Еоздуха, они обеспечивают дымоулавдивание, вентиляцию, сигнализируют о повышении давления грунтовых вод, концентрации в воздухе выхлопных газов. Узнав все эти радующие сердце автолюбителя подробности, кое-кто, возможно, с грустью вздохнет, вспомнив о своем добром «коне», одиноко мокнущем под окном. Что ж, увы, пока статистика имеющихся у нас гаражей и стоянок не отрадная. В Москве, к примеру, почти четверть миллиона автомобилей индивидуального пользования, причем число их увеличивается ежегодно еще на 30 тысяч. Между тем на охраняемых стоянках могут разместиться не более 20 тысяч машин. Пока это все, что может предложить объединение «Мосавтотехобслуживание» Главмосавтотранса, кстати сказать, генерального заказчика подземной стоянки у ВДНХ. Правда, город располагает примерно еще пятьюдесятью тысячами машиномест в кооперативных и других гаражах и на стоянках. Но ведь кому не известно, «другие» — это в основном либо приземистые бетонно-кирпичные сооружения, напоминающие доты, либо поставленные там и сям металлические короба, памятные всем по кинофильму «Берегись автомобиля». Самодельные гаражи уносят миллионы часов самодеятельной энергии, отвлекают горы строительных материалов, засоряют архитектуру городов. Автомобиль, который моют, регулируют и прогревают под окнами, беспокоит жильцов. Бесприютный, мыкающийся с одной стороны улицы на другую, он помеха, препятствие на пути городского транспорта, злосчастье дворников и моторизованных служб, занятых уборкой улиц от мусора и снега. Вот почему строительство гаражей и стоянок вылилось сейчас в социальную, градостроительную проблему. Недаром в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы» предусмотрено «развивать сеть... кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих населению». Гараж у ВДНХ — первый, который возводится по специальному проекту, на равных, так сказать, правах с другими сооружениями. Но он решает еще одну важную проблему — использование подземного пространства огромного города. Проблема эта в наши дни становится все более актуальной. Полтора года назад было принято специальное постановление об использовании подземных пространств Москвы. По представлениям и наших и зарубежных архитекторов, города в будущем станут расти не только вверх, но и вниз, высвобождая поверхность земли для жилья и отдыха человека. Своеобразие стройки в районе ВДНХ в том, что она ведется в условиях сложившегося густонаселенного района. Обычный метод сооружения подземных' объектов, когда отрывается котлован,пневматический молот забивает сваи и т. д., был бы здесь невозможен. Для этого пришлось бы рыть в обводненном грунте карьер глубиной свыше 26 метров с огромными откосами. И потом, как их крепить, если учесть, что участок расположен на склоне древнеаллювиальиой террасы Клязьмо-Яузского протока с уровнем грунтовых вод от 7 до 12 метров? Вот почему было принято решение строить подземную стоянку принципиально новым методом — «стена в грунте», который впервые в нашей стране применен специалистами Главмосинж-. строя. Их опыт использует лучшее, что накопили градостроители Франции, Италии, Японии, ФРГ. Суть метода состоит в том, что сооружение начинают строить сверху вниз. Особый экскаватор, снабженный самовыдвигающимся «хоботом», так называемым телескопическим грейфером, метр за метром отрывает по всему периметру траншею до отметки 27 метров. С помощью особо вязких глин, которые доставят из Грузии и Краснодарского края, «стены» траншеи крепятся от обрушения, и тут же ее заполняют монолитным железобетоном. Образуется замкнутый бетонный объем. Наводят на него верхнее перекрытие и ярус за ярусом вычерпывают из перевернутого бетонного стакана землю. Когда мы вместе с главным инженером треста горнопроходческих работ № 1 Главмосинжстроя Валентином Григорьевичем Лернером осматривали площадку у ВДНХ, контуры будущего сооружения проступали уже совершенно отчетливо. В готовых стенах велись земляные работы на семиметровой глубине, готовились пилоны и ригели для перекрытия верхнего этажа. Авторам проекта гаража пришлось многое предусмотреть, чтобы обеспечить высокую надежность этого сложного инженерного сооружения. Мне удалось встретиться с руководителем 11-й мастерской «Моспроекта-2» ГлавАПУ профессором Леонидом Николаевичем Павловым, где рождался проект. С именем этого человека связано сооружение широко известных комплексов автосервиса. — Сейчас, — показал мне макеты Леонид Николаевич, — мы приступаем к проектированию нового комплекса обслуживания автомобилей на пересечении кольцевой дороги с Ярославским шоссе. На Варшавке мы проектировали техцентр с салоном для продажи машин. На Минском шоссе акцент был сделан на салон по продаже запасных частей. А здесь, на Ярославском шоссе, вместе с ремонтными службами планируется создать мотель на 400 мест. Словами руководителя мастерской и хочется закончить наш рассказ. — В СССР, — говорит Л. Н. Павлов, — крупномасштабное использование подземных пространств для автомобилей только начинается. Но, без всякого сомнения, за ним большое будущее. В 1937 году на Международной выставке в Париже Советский Союз был удостоен премии за сооружение метрополитена. И это было началом. Может быть, и нынешняя «автоподземка» у ВДНХ — та самая ласточка, которая хоть и не делает весны, но предвещает ее? Л. ЖМЫРЕВ8