18
19
ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКАКаждый год по осени в окнах квартир появляются заботливые лица хозяек, старательно трущих стекла. Именно в это время во дворах домов отмечено резкое увеличение количества озабоченных мужчин, вытряхивающих пылесосы. Глобальный характер заведенного человечеством процесса уборки мест обитания перед наступлением зимы не миновал и автомобилистов. Поделиться опытом на интересующую нас сегодня тему мы попросили инженера А. С. САНДОМИРСКОГО. Казалось бы, чего проще — пришло время, выбрал выходной день и мой, скреби, вытряхивай. Но: кузов покрыт эмалью, которая требует.., обивка из поливинилхлоридной пленки не допускает.., искусственная кожа на сиденьях в процессе эксплуатации приобретает... и так далее. К различным свойствам автомобильных материалов прибавляются естественные разнообразные условия эксплуатации. Кроме того, сама конструкция современного автомобиля далека от спартанской простоты машин 40-х или 50-х годов, что, разумеется, отразилось ив повышенном комфорте, и в первоначальной стоимости, и в усложнении обслуживания. Некоторые тонкости в уходе за машиной обусловлены и технологией производства автомобилей. И привычное понятие генеральной уборки в приложении к ней приобретает качественно иной смысл. Это квалифицированный труд, требующий заботливых хозяйских рук, определенных знаний, материалов и, конечно, желания сохранить машину для долгой эксплуатации. Тут услугами автосервиса не обойдешься. Хочешь иметь ухоженный автомобиль — не ленись и не скупись на автокосметику. В будущем все затраты времени и денег окупятся тысячами километров дополнительного пробега без ремонта. В распоряжении автолюбителя сегодня имеется не один десяток всевозможных препаратов для мытья, чистки, полировки, консервации, восстановления и ремонта кузовных материалов и деталей. Есть набор приспособлений и средств, помогающих экономить время и силы. А отдельные операции без них просто не выполнишь. Необходимо знать и определенную последовательность работ при генеральной уборке машины и правила обращения с каждым из многочисленных препаратов. Об этом и пойдет речь ниже. Почему именно осень наиболее подходящая пора самого тщательного ухода за автомобилем, объяснить несложно. Октябрь—ноябрь — для многих автолюбителей последние месяцы ездового сезона. Время отпусков прошло. Работы на садовых участках и поездки за грибами тоже закончены. Самое время провести последнее техническое обслуживание и подготовить машину к зимовке. Далеко не у всех для этой цели есть гаражи и крытые стоянки. Львиная доля автомобилей хранится под открытым небом, как правило, это автомобили горожан. Не секрет, что городская атмосфера, насыщенная агрессивными веществами, содержащимися в выхлопных газах двигателей ив промышленных дымах, воздействует на автомобильный кузов не лучшим образом. К этому добавляются и активность солнечных лучей, и атмосферные осадки, и воздействие низкой температуры, и многие другие факторы, от которых требуется защищать лакокрасочное покрытие кузовов, резиновые части, хромированные и просто открытые металлические поверхности деталей. Забота об остающемся на зиму без работы автомобиле осложняется еще тем, что «под занавес» сезона приходится много времени проводить в поездках под дождем, по лужам и грязи, когда ив салоне и снаружи вода неделями не успевает просыхать и проникает во все щели. Оставить на несколько месяцев машину, пропитанную водой, — значит заведомо сократить ее жизнь. Еще большие трудности ожидают автомобиль, хозяин которого решил провести на колесах и зиму. Ко всем воздействиям, которые испытывает стоящая машина, добавляются постоянные перепады температур от работающих мотора и отопителя, соляные «души» от дорог, посыпанных антиобледенительными составами, постоянные конденсаты паров внутри автомобиля от дыхания и тающего снега, занесенного в кабину. Вот далеко не полный перечень причин устроить автомобилю «хорошую баню». Начинать нужно с салона. Выгрести из «перчаточника» скопившиеся за лето мелочи и выбросить все ненужное. Очистить и вымыть пепельницы — независимо от привязанности хозяина к курению, там всегда останется след от поездок с друзьями и сослуживцами. После этих вступительных аккордов начинается главное. Снимают все сиденья — и передние, и задние. Чехлы (если они есть) требуется отдать в чистку или выстирать самостоятельно. Вслед за сиденьями из машины извлекают все напольные ковры. У некоторых автомобилей, например у «жигулей», для этого понадобится отвернуть декоративные накладки порогов и центральных стоек, а кроме того, целый ряд специальных самонарезных винтов, крепящих ковры к полу и щиту передка. Чтобы не спутать их при установке, можно сделать на листке бумаги простой монтажный эскиз и записать последовательность сборки и разборки. Снимать ковры при генеральной уборке нужно обязательно. За время осенних дождей в салоне накапливается вода, конденсируется под коврами и смачивает толстые войлокообразные шумоизоляционные прокладки кузова. Нельзя упускать из виду и еще одно важное обстоятельство. Пороги всех автомобилей имеют вентиляционные отверстия. Возможно появление различных неплотностей ив соединении кузовных деталей, через которые вода из-под колесных ниш и крыльев при езде по лужам, просто по мокрым дорогам может проникнуть внутрь порогов, а оттуда и под ковры. Если по какой-то причине пришлось проехать вброд глубокую лужу или речку, можете быть твердо уверены, что вода в салоне осталась на несколько месяцев. Случается, что влага просачивается внутрь кузова и через уплотнители лобового и заднего стекол, и через поворотные стекла дверей, и через неплотно закрытый лючок в полу над коробкой передач, как это бывает в «Москвиче». У многих автомобилистов просто есть привычка укладывать мокрую от вытирания стекол и кузова тряпку слева от своего сиденья, как раз на стыке переднего и заднего ковров, через который вода прямиком попадает на пол, образуя здесь со временем хороший слой ржавчины. Одним словом — вода найдет себе путь и обязательно объявится в машине. А потому, сняв резиновые ковры, их нужно основательно вымыть. Шумоизоляционные прокладки требуют сушки в обязательном порядке. Некоторые модели «жигулей» оборудуются ворсистыми коврами. Их, конечно, не моют, но просушить и вычистить пылесосом необходимо. После такой подготовки салона работу пылесосом можно продолжить. Им гораздо легче, чем щеткой, удается убрать накопившиеся в углах песок и пыль, вычистить основание заднего сиденья и удалить пыль из-под щита приборов. В последнем случае действовать нужно осторожно, чтобы не повредить электропроводку. Ничем, кроме пылесоса, не удается вывести пыль, осевшую под перфорированной обивкой потолка. Со временем (если этим не заниматься) ее набирается там столько, что при встряхивании машины на дорожной кочке она облаком высыпается и парит в воздухе, заставляя водителя в самый неподходящий момент чихать и отвлекаться от дороги. Пылесосом же чистят сиденья с тканевой обивкой. Есть места ив багажнике, которые без помощи этого инструмента очистить сложно. Но туда можно переходить, только закончив дела в салоне. У большей части моделей отечественных легковых машин обивка сидений из искусственной кожи. Ею же обивают двери и потолок. Со временем она загрязняется и приобретает неприятный вид. Чтобы не сделать процесс загрязнения необратимым, хотя бы раз в год — осенью нужно обрабатывать обивку «Автоочистителем-1 обивки». Это средство разбавляют водой в соотношении 1 : 10, и при расходе 1520 г/м2 оно прекрасно восстанавливает внешний вид не только обивки, но и панели приборов, декоративной отделки рулевой колонки, пластмассовой накладки под задним сиденьем «жигулей» и полки под задним стеклом. Им же легко приводится в порядок обивка в багажниках «Москвича—2140», «Жигулей» и «Волги» ГАЗ—24. Пластмассовые и синтетические детали в машине очиститель избавляет от следов масла, асфальта, резины и других загрязнителей. В крайнем случае, если под рукой не оказалось автоочистителя обивки, его можно заменить обыкновенным мы-18 лом или стиральным порошком, но качество очистки будет несколько хуже. Перед тем как приступить к восстановлению разобранного интерьера автомобиля, нужно привести в порядок внутреннюю поверхность всех стекол. Здесь пригодно любое средство и из числа специальных автомобильных, и тех, что применяются в быту. Некоторые из них, например «Секунда» в аэрозольной упаковке, должны, на мой взгляд, стать постоянными принадлежностями машины. Очищая и обезжиривая стекло, эти препараты обеспечивают его прозрачность. Но покупая их, не забудьте внимательно изучить правила пользования и меры предосторожности, напечатанные на этикетках. В процессе уборки интерьера обязательно выяснится, что где-то возле сиденья, или у педали акселератора, или в передней части порогов появились следы ржавчины. Нет смысла оставлять их до ремонта кузова. Практически есть в любом хозяйственном магазине, а должно быть ив хозяйстве любого автомобилиста, одно из средств борьбы с коррозией. Названия у них разные: «Автопреобразователь ржавчины», «Преобразователь ржавчины «Буванол», «Антикор», «Автоочиститель ржавчины» и т. д. При некоторых различиях в технологии работы с ними ив самом их воздействии на поржавевший металл все они хороши и полезны тем, что приостанавливают процесс разрушения кузова. Не поленитесь нанести любой из них на поврежденные места. Конечно, уборка несколько затянется, но выгода совершенно очевидна. Перед тем как окончательно закрыть пол и пороги шумоизоляцией и коврами, можно простой кистью или посредством аэрозольного баллончика с нитроэмалью подкрасить поврежденные и обработанные названными препаратами места. В идеале следовало бы обработать скрытые сечения кузова «Мовилем» или графитовым раствором «Глобо», но это уже выходит за рамки генеральной уборки. Чистка багажника всегда сопровождается моральными трудностями расставания с привычно живущими в нем ненужными вещами. И все-таки их нужно выбрасывать, чтобы не превратить машину в «плюшкинский чулан». Веспорядок в этом отсеке автомобиля приводит только к одному — сохраняется хлам и гниет кузов. Выложив и разобрав содержимое багажника, его нужно как следует просушить, вычистить пылесосом и влажной тряпкой. Владельцу «Жигулей» надо не полениться и снять бензобак. Увы, под ним зачастую скапливается вода. Хочется напомнить и еще о двух опасных в отношении коррозии местах — вертикальных усилителях крыльев, идущих по низу крыльев изнутри багажника, неглубоких, но всегда заполненных влажным песком и пылью карманах. Обработку «Антикором» и подкраску этих мест можно объединить с аналогичными работами в салоне и на наружных поверхностях кузова. Очередным этапом генеральной уборки должно стать мытье моторного отсека, и лучше начинать с очистки двигателя. С производством специальных препаратов, смывающих даже хорошо слежавшиеся слои промасленной пыли и грязи, эта работа существенно упростилась. Очень удобен для нее «Автоочиститель двигателя», который продается в бутылках ив аэрозольных баллончиках. Ни в коем случае нельзя мыть двигатель бензином или керосином. Не только очевидная пожарная опасность этой затеи должна настораживать владельца дорогостоящего транспортного средства, но и прямая несовместимость некоторых деталей электрооборудования, установленных на двигателе, с нефтепродуктами. В крайнем случае можно вымыть мотор концентрированным раствором стирального порошка, но лучше все-таки специальным очистителем. При нанесении на загрязненные и замасленные поверхности он образует эмульсию, которая легко удаляется несильной струей воды или просто обильно смачиваемой щеткой или кистью. Раствором стирального порошка или одним из «автошампуней» нужно вымыть стенки моторного отсека, сняв при этом аккумуляторную батарею. В ее гнезде обычно находится очаг наиболее сильной коррозии. Зачистив вспучившуюся краску и зеленовато-белые следы контакта паров серной кислоты и железа, нужно обязательно обработать окисленные места «Антикором» и подкрасить. Саму батарею снаружи следует хорошо промыть содовым (щелочным) раствором, чтобы удалить остатки кислоты. При этом вентиляционные отверстия в пробках должны быть, конечно, закрыты кусочками липкой ленты, пластыря или, на худой конец, спичками. Вымыв мотор и отсек, не забудьте насухо протереть детали системы зажигания — индукционную катушку, прерыватель-распределитель, провода высокого напряжения и свечи, иначе процедура запуска двигателя может затянуться до полной разрядки аккумулятора. Пустить и прогреть вымытый двигатель необходимо, чтобы просушить и его, и весь отсек, и электрооборудование, установленное здесь. Завершающая стадия генеральной уборки — мытьа и полировка наружных поверхностей кузова. Вот когда потребуется обязательный набор средств автокосметики. Без «Автошампуня» и «Очистителя битумных пятен» ухаживать за лакокрасочным покрытием современного автомобиля, наверное, не следует. После летних поездок по дорогам с тающим на солнце асфальтом или битумом, засыпанным щебнем, на машине остается великое множество асфальтовых пятен и царапин, которые портят краску. Их, по старинке, можно смыть и бензином. Но, если присмотреться к состоянию краски возле лючка заливной горловины бензобака, желания лишний раз тереть машину бензином не возникнет. Разве что в безвыходном положении, да и то сразу же удаляя следы бензина водой с моющим средством. Пренебрегать моющими средствами, специально изготовленными для безболезненной очистки окрашенных поверхностей автомобиля, в наше время невыгодно. Копеечная цена этих препаратов не идет ни в какое сравнение с затратами на окраску кузова, а эффект их воздействия на приставшую к кузову грязь достоин хорошей оценки. С использованием «автошампуней» кузов отмывается без всяких усилий, повреждающих краску, простой мягкой щеткой или поролоновой губкой. Ими же отмываются наружные поверхностистекол и все хромированные детали, после чего всю машину насухо вытирают замшей или мягкой чистой фланелью. Самостоятельный комплекс работ — мытье днища и колесных ниш. Без шланга это не удастся, а со шлангом следует обращаться осторожно, чтобы сильной струей не загнать воду в недоступные для сушки места. Лучше всего эту часть генеральной уборки проделать на СТО или в другом месте, приспособленном для мытья автомобиля снизу. И сразу же после этого нужно тщательно обследовать состояние антикоррозионной защиты низа кузова и агрегатов шасси — мостов, подвесок, тормозов. Нужно нейтрализовать ржавчину и защитить оголенный металл до наступления зимы, тем более если машина будет ездить круглый год. Для этого пригодна любая из имеющихся в продаже антикоррозионных мастик. А многие автолюбители со стажем знают и свои защитные составы. В крайнем случае, если погода и время не позволяют серьезно заняться восстановлением защитного покрытия кузова, поврежденные места можно временно обработать любым из автомобильных консервантов, изолирующих металл от воды. Вымытый кузов необходимо отполировать, используя последние погожие дни. Дело даже не в том, чтобы он засверкал на солнце, хотя и это важно для самой краски, а в том, чтобы создать на ней защитный слой воска, заполняющий все микротрещины, царапины и неровности и препятствующий попаданию в них воды и агрессивных веществ из атмосферы. По состоянию, зависящему от «возраста», лакокрасочные покрытия рекомендуется разделять на три типа: новые, обветренные и старые. Новыми считаются краски, прослужившие на машине не более года, обветренными — до трех лет, остальные — старые. Соответственно этой градации промышленность выпускает полирующие составы (полироли). В предназначенных для двух последних типов содержатся абразивные добавки, которые сошлифовывают поврежденный наружный слой покрытия и восстанавливают его отражающую способность. Пслироль же для новых покрытий обладает главным образом защитным, а не шлифующим свойством, и ее нужно применять также после обработки кузовов «грубыми» пастами. Технология полировки лакокрасочного покрытия проста. На чистую после мойки и сушки поверхность наносят полирующий состав и круговыми движениями тампона из мягкой ткани или марли растирают до появления характерного блеска и чистоты краски. В последние годы в продаже появились специальные приставки для электродрелей и приспособления для полировки, на которые надеваются «шапочки» круглой формы из искусственного меха или натуральной цигейки. Естественно, что этим инструментом можно быстрее и лучше обработать весь кузов, но он требует определенных навыков и осторожности, чтобы не нагреть краску трением и не испортить ее. Нельзя забывать и об элементарных правилах безопасности при работе с электроинструментом. Генеральная уборка на этом может считаться законченной. Но если автомобиль остается на стоянке до весны, его хромированные детали следует тщательно покрыть автоконсервантом.19