СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАФОСФАТИРОВАННЫЕ ШЕСТЕРНИ«Журнал несколько раз отмечал, что для задних мостов «москвичей», у которых фосфатированы шестерни главной передачи, можно применять трансмиссионные масла ТАД-17 и ТАД-17И, — пишет А. Губенко из Усинска. — Расскажите, на какие конкретно машины устанавливались заводом фосфатированные шестерни и можно ли их отличить от нефосфатированных». Этот вопрос задают и другие читатели, которых также интересует, в чем смысл фосфатации. Они связывают это с тем, что гипоидное масло обладает лучшими противозадирными свойствами, чем ТАД-17. На автозаводе имени Ленинского комсомола редакции разъяснили, что работы по внедрению в производство процесса фосфатации шестерен главной передачи продолжаются. При отработке технологии отдельные партии фосфатированных шестерен поступали на сборку задних мостов без особой регистрации, поскольку агрегаты заправлялись гипоидным маслом ГОСТ 4003 — 53. В ближайшее время все шестерни будут выпускаться только фосфатированными. Тогда АЗЛК разошлет всем заинтересованным организациям информационный бюллетень с указанием номеров кузова и заднего моста автомобилей, с которых внедрено конструктивное изменение. Редакция опубликует эти данные. Определить же, какими шестернями главной передачи укомплектован задний мост, нетрудно. Для этого надо отвернуть пробку заливного отверстия и тампоном. смоченным в бензине, протереть просматриваемый участок наружного диаметра ведомой шестерни. Фосфатированная шестерня имеет равномерную матовую (бархатистую) поверхность от темно-серого до черного цвета. Нефосфатированная — блестящую (металлическую) со следами цветов побежалости от термообработки. Теперь вторая часть вопроса. Действительно, гипоидное масло ГОСТ 4003 — 53 имеет лучшие противозадирные свойства. нежели трансмиссионные ТАД-17 и ТАД-17И. И, казалось бы. лучше применять его, чем вводить дорогой и сложный процесс — фосфатацию деталей. Тем не менее, фосфатировать шестерни стоит, поскольку вязкость трансмиссионного масла ниже, чем гипоидного, и поэтому с ним эксплуатационные качества машины при низких температурах улучшаются. Кстати. ТАД-17И можно использовать и тогда, когда шестерни главной передачи не фосфатированы. Но, подчеркиваем, только в случае, если автомобиль хорошо обкатан и прошел 10—15 тысяч километров.ПОСТАВЬТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙК. Ниязов из Средней Азии просит совета, наи устранить попадание смазки в тормозной барабан заднего колеса мотоцикла «Урал». Отвечают специалисты завода. Чтобы уплотнить соединение ступицы ведомой шестерни и распорной втулки в редукторе главной передачи, рекомендуем вырезать из войлока кольцо наружным диаметром 31 мм, внутренним — 24 мм, толщиной 5 мм. На распорной втулке проточите для него канавку диаметром 24 мм, шириной 5 мм. Внутреннюю поверхность ступицы на диаметре 30 мм следует отполировать.КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ ИНВАЛИДАМ«Уважаемая редакция! Мы знаем, что для инвалидов, получающих транспортные средства бесплатно или на льготных условиях, предусматривается компенсация в связи с повышением цен на бензин, запчасти и техническое обслуживание машин. Что это за компенсация? Кому и когда она выплачивается?» Такое письмо мы получили от группы инвалидов из города Б/зтайска. На вопросы читателей отвечает ведущий инспектор Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР Ю. И. СКВОРЦОВ. В связи с введением новых розничных цен на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и запасные части к ним с1 марта 1978 года выплачивается компенсация дополнительных расходов инвалидам, получившим легковые автомобили и мотоколяски бесплатно или на льготных условиях. Размеры ее следующие: для владельцев автомобилей — 120 рублей в год, для имеющих моторные коляски — 48 рублей в год. Учет инвалидов, имеющих право на компенсацию, ведут районные (городские) отделы социального обеспечения. Тем, кто состоит там на учете, и работающим и неработающим, компенсация выплачивается соответствующим отделом социального обеспечения (или центром по начислению и выплате пенсий по месту жительства) почтовыми переводами в январе и июле каждого года равными частями. Те, кому пенсии выплачивают учреждения Госбанка, получают от них и компенсацию. В первой половине нынешнего года уже выплачено по 40 рублей владельцам автомобилей и по 16 рублей ездящим на мотоколясках. Инвалидам, вновь получившим автомобили и мотоколяски, расходы за текущее полугодие компенсируются в следующем месяце после их получения. В этом случае сумма возмещения определяется по числу полных месяцев, в течение которых они будут иметь машину в данном полугодии. Право на компенсацию сохраняют инвалиды, получившие автомобили и мотоколяски бесплатно или на льготных условиях и перешедшие на пенсию по возрасту. Компенсация полагается также инвалидам Отечественной войны, имеющим, согласно действующему законодательству, право на бесплатное получение «Запорожца», но приобретшим вместо него машину другой марки за наличный расчет. В этих случаях возмещение выплачивается на основании заключения республиканской (в республиках без областного деления), краевой, областной или центральной городской (в городах республиканского подчинения) ВТЭК о наличии медицинских показаний на бесплатное получение машины. Такими же льготами пользуются инвалиды от трудового увечья или профессионального заболевания, получившие мотоколяску с оплатой ее стоимости или приобретшие автомобиль с ручным управлением с оплатой части его стоимости (в пределах стоимости мотокляски) предприятием. организацией, учреждением, виновным в причинении ущерба. Признанным при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК трудоспособными компенсация прекращается с очередного срока выплаты после признания их трудоспособными. В случае лишения инвалида водительского удостоверения за нарушение правил движения выплата прекращается на период лишения водительских прав. Компенсация производится независимо от срока эксплуатации автомобиля или мотоколяски, но обязательно при условии признания их пригодными к эксплуатации органами ГАЙ. По всем вопросам, связанным с компенсацией расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и запасные части к ним, надо обращаться в органы социального обеспечения по месту жительства.РАСХОД ТОПЛИВА «НИВЫ»П. Куликов из Рязанской области просит рассказать, каким должен быть эксплуатационный расход топлива «Нивы». Эксплуатационный расход топлива любого автомобиля зависит от его технического состояния, условии эксплуатации, манеры езды. Волжский автозавод в течение нескольких лет проводит дорожные испытания ВАЗ —2121. При движении с полной нагрузкой и высокими средними скоростями расход топлива (в литрах на 100 километров пути) составлял: на асфальтобетонных дорогах — 14,0; на грунтовых — 15,9; на бездорожье — 22,0—23.6; на горных дорогах — 13,9; на городских маршрутах — 13,9. Обращаем внимание на то, что приведенные здесь величины не установочные нормы расхода топлива, а всего лишь справочные данные, на которые могут ориентироваться владельцы «Нивы».СВЕЧЕНИЕ ПРОВОДОВВ. Тимофеев из Ногинска, москвич А. Бробышев просят рассказать о причинах свечения проводов высокого напряжения у «жигулей». Как разъяснили в НИИавтоприборов, свечение проводов системы зажигания относится к явлению, называемому «короной». Оно объясняется свечением ионизированного газа в непосредственной близости от проводов, находящихся под высоким напряжением. Интенсивность свечения зависит от влажности воздуха и состояния изоляции проводов. На автомобилях ВАЗ используются специальные провода высокого напряжения марки ПВПА (ПВВП), в конструкцию которых заложены подавители радиопомех. Толщина изоляции у них невелика, и поэтому явление «короны» наблюдается чаще. Чтобы ослабить эффект этого, в данном случае безобидного явления, надо следить за чистотой поверхности изоляции, а при повреждении ее — менять провод.ЧЕМ ПРОМЫТЬ МОТОР«У меня «Москвич» модели «407», —ПОЧЕМУ РАЗНАЯ РЕЗЬБА39