Успех любого дела в значительной мере зависит от руководителей, от их энергии, настойчивости, профессиональной подготовки. Этими качествами, бесспорно, должны обладать работники оборонного Общества, которым поручено руководить учебными организациями, кто призван не только учить, но и воспитывать будущих водителей, воинов Советской Армии. Об этом шла речь в ряде выступлений журнала. Об этом же пишут наши читатели в своих корреспонденциях с мест. Из редакционной почты мы выбрали два таких материала, которые предлагаем вашему вниманию.«Бывший курсант вашей школы Мансуров Владимир Александрович проходит службу на пограничной заставе, водит ГАЗ—66, он один ИЗ первых допущен к самостоятельной работе. Дисциплинирован, трудолюбив, устройство и обслуживание автомобиля знает отлично. Командование благодарит Вас за хорошо подготовленного водителя». Это одно из многочисленных писем, которые получает руководство медногорской автошколы ДОСААФ. Давая высокую оценку ее воспитанникам, командиры автомобильных подразделений тем самым отмечают деятельность всего коллектива. И это заслуженно. Свои повышенные обязательства, взятые на нынешний учебный год, автошкола выполнила успешно, стремясь выйти в число образцовых. Но еще два-три года назад все было не так. Коллектив сдавал одну позицию за другой. Главный показатель — качество подготовки специалистов для армии и народного хозяйства оставался низким. Причин на это существовало много: слабая учебная база, нехватка квалифицированных преподавателей, запущенность методической работы... Дела изменились с приходом к руководству молодого специалиста Александра Кирилловича Серемягина, бывшего инструктора, затем старшего мастера этой же школы, окончившего заочно Всесоюзный политехнический институт.Новый руководитель был тверд в убеждении: начинать надо с создания крепкой, современной материально-технической базы. Он и сейчас много сил отдает ее совершенствованию, хотя сделано уже немало. — Мы стремимся, — говорит Александр Кириллович, — сделать обучение наглядным, простым и увлекательным. Девиз: «Ни одной «мертвой схемы». Пришлось заменить старое оборудование новым, изготовить действующие макеты, электрифицировать стенды, создать теоретические и практические классы с учетом современных специальных и методических требований, обеспечивающих единство обучения и воспитания. Даже беглое перечисление того, что сделано, вызывает уважение. За всем этим — труд людей увлеченных, воодушевленных, поверивших в своего руководителя, За короткое время в школе создано пять классов по изучению устройства автомобилей, Правил дорожного движения. Все они отвечают самым высоким требованиям не только в техническом, но ив эстетическом отношении. Войдем в один из них. Перед вами действующие макеты, электрифицированные стенды, схемы. Достаточно преподавателю включить нужный тумблер, нажать кнопку, как на схеме зажигания побегут светящиеся нити тока или на схеме карбюратора высветится канеп системы холостого хода. Наглядность позволяет курсантам усваивать самые сложные вопросы быстро и прочно. А в этом — цель обучения. Каждый преподаватель, мастер производственного обучения или вождения вложил свой труд, рационализаторскую мысль в оборудование классов, создание учебных пособий. В первую очередь здесь называют энтузиастов, людей с золотыми руками, Н. Архипова. А. Ивандюкова, С. Пичурина, Ю. Козлова, А. Бойко. Молодой начальник школы задает тон ив рационализаторской работе. С приходом его к руководству коллектив школы изменил отношение к практической выучке курсантов. Если раньше кое-кто не придавал серьезного значения таким вещам, как обучение техосмотру машин, умению устранить неисправность в пути, то теперь это основа основ. Особое внимание начальник школы уделяет четкой организации вождения, тщательной отработке каждого упражнения, предъявляя высокие требования к мастерам обучения. А. Бойко, А. Чернов, А. Копейкин, их товарищи стремятся с наибольшей нагрузкой использовать каждую минуту учебного времени. Практическая езда для них не «накатывание» километров. Они используют ее и для физической закалки, выработки быстрой реакции, смекалки, решительности и других морально-волевых качеств у курсантов. Действенным средством достижения эффективности в обучении и воспитании стало социалистическое соревнование. Учебные группы, весь коллектив школы взяли повышенные обязательства. Соревнованию придали широкую гласность. О ходе выполнения обязательств знает каждый, об этом говорится на собраниях, совещаниях, в боевых листках. Успехи налицо, более четвертикурсантов-выпускников получили нагрудные знаки «За отличную учебу», большая часть их сдает экзамены в ГАИ с первого раза. По итогам выполнения социалистических обязательств за 1977 год школа заняла первое место среди учебных организаций ДОСААФ Оренбургской области. В успехах школы большая заслуга А. К. Серемягина — руководителя умелого, требовательного, способного сплотить и вести за собой коллектив. П. ГОНЧАР-ЗАЙКИН, член президиума обкома ДОСААФ Оренбургская область, г. Медногорск— Здравствуйте! Мне надо подписать увольнительную... — Выйдите, пожалуйста, за дверь, войдите снова и обратитесь как положено... А вы, товарищ курсант, подойдите ближе. Опять курили в неположенном месте?! Этот разговор в кабинете начальника, произойди он в присутствии постороннего человека, мог бы, наверное, вызвать удивление. Но здесь, в автошколе ДОСААФ, он никого не удивляет. Таков порядок, Классы делятся на взводы и отделения. Учеников называют курсантами. Воинская дисциплина поддерживается неукоснительно. Давно и прочно ухтинская автошкола пользуется репутацией одного из лучших учебных заведений ДОСААФ в северном крае. Семь лет подряд держит она первое место в социалистическом соревновании с другими учебными организациями. Не раз награждалась почетными грамотами Уральского военного округа. Самые строгие комиссии и самые придирчивые экзаменаторы неизменно отмечают высокое качество подготовки специалистов, выпущенных школой. Во всем этом большая заслуга преподавателей и мастеров А. Крашенинникова, В. Висмантаса, А. Михеева, Е. Чирко и их товарищей, отдающих своей работе все силы и знания. Во всем этом многолетний труд начальника школы Нины Антоновны Дубовой. Тринадцать лет возглавляет она коллектив. Неузнаваемо изменилась школа за эти годы. Значительно расширилась учебно-лабораторная база. Обновилось оборудование кабинетов. Появились новые наглядные пособия. В гараже на месте старых ГАЗ—51 прочно прописались автомобили современных моделей. Да и сам учебный процесс стал иным. Новая программа потребовала большей четкости во взаимодействии разных звеньев, заставила смелее внедрять передовые методы обучения, в том числе с применением программирующих устройств. Рабочий день уплотнился, и от курсантов понадобилась большая соб-14