Случается, хитрая неисправность двигателя, коробки передач или карбюратора ставит в тупик даже опытных мастеров автосервиса, а владельца машины нередко выручает только собственная интуиция. Но вот при обслуживании систем электрооборудования ею не обойтись — нужны точные измерительные приборы.ЧЕМ ПОЙМАТЬ ИСКРУСогласитесь, громоздкий электронный ящик с цветным дисплеем для поиска сгоревшего предохранителя или окислившегося контакта применять нерационально. Многие дефекты электрооборудования автомобиля устраняют с помощью простейших приборов. Расскажем сначала о них. Пробники свечей служат для визуального контроля работы свечей зажигания. Типичный образец — импульсный разрядник "Молния" (фото 2). Прибор выдает напряжение 4-5 кВ. Источник питания — щелочная девятивольтовая батарея 6LR61 (импортный аналог "Кроны"). Свечу вставляют хвостовиком в специальное отверстие, а затем, нажав кнопку включения, подают напряжение на электроды. О неисправностях (обрыв внутреннего резистора, трещина в изоляторе, "ослабление" электродов) судят по частоте искрообразования, цвету и направлению искры. Разумеется, такая диагностика точностью не отличается, но обнаружить явные дефекты позволяет. Дома в спокойной обстановке вы можете из комплекта свечей, бывших в употреблении, выбрать исправные по принципу "работает — не работает". Потом выкинуть бракованные, а хорошие возить с собой в качестве запасных. Универсальный прибор "Сулак" (фото 3) — по существу, обычная контрольная лампа удачной конструкции. В удобном для руки пластмассовом корпусе — лампочка, две пальчиковые батарейки и выдвижной плоский щуп. Кроме того, в наборе есть дополнительный провод со штыревыми контактами. Один из них вставляют в гнездо устройства, другой используют для тестирования электропроводки. В темное время "Сулак" светит как простой фонарик; зимой с помощьюрические цепи; устанавливают угол опережения зажигания. Диагностическая колодка прибора унифицирована со штатными разъемами электр опроводки . Ее присоединяют к клеммам на пучке проводов от коммутатора или блока управления ЭПХХ. О неисправности судят по тому, какие из четырех светодиодов горят. Не секрет, для многих "сложная" электроника "восьмерок" и "таврий" — темный лес. Вооружившись "Блицем" и инструкцией к нему, дефект обнаружит даже школьник. Мало того, в некоторых случаях сам его и устранит. Например, подключит вместо блока управления ЭПХХ аварийную вставку "ВАБлиц" из комплекта, которая позволяет добраться на машине до ремонтнойBOSC1 SUPEФото 1 . Автомобильные диагно ­ стические приборы. Слева направо: вольтметр ИЗ-1, тестеры ЭИ-2331 и АТ-1.Фото 2. Пробник свечей "Молния".выдвижного щупа отогревают замерзший замок двери. Правда, в этом режиме работы быстро "садятся" батарейки. Но главное достоинство прибора в другом. Вместе плоский стержень, контакт для тестирования и фонарик составляют диагностическое устройство с автономным питанием. С его помощью вы можете искать неисправность в обесточенной цепи: проверить проводку на обрыв или короткое замыкание; найти, откуда и куда приходит провод, если нет под рукой схемы электрооборудования; в обычных (контактных) системах выставить угол опережения при снятом аккумуляторе. Увидите "Сулак" или что-то подобное по конструкции — смело покупайте и всегда возите с собой. Простой и удобный автотестер "Блиц" (фото 4) предназначен только для автомобилей с электронной системой зажигания (ВАЗ-2108, -2109, ЗАЗ-1102, АЗЛК-21412). Им проверяют работу датчика Холла в распределителе, катушку, коммутатор, блок управления ЭПХХ и их элект-мастерской. К слову, сосед по стоянке воспользовался такой вставкой в прошлом ноябре — да так и ездит с ней по сей день. При этом работа двигателя на холостом ходу не вызывает нареканий. Жаль, на ВАЗе вместе с инструментами, насосом и запасным колесом в багажники новых "восьмерок" не кладут еще и автотестер "Блиц". Теперь рассмотрим устройства посложнее. Они уже требуют от автолюбителя хотя бы минимальных познаний в метрологии - науке об измерениях. Вольтметры и приборы на их базе. В любой машине есть два источника питания с разными параметрами для измерений — аккумулятор и генератор с реле-регулятором. Обратимся к цифрам. Аккумулятор с отключенными потребителями заряжен на 50% при 12,2 В, на 75% при 12,5 В, стопроцентный заряд 12,7 В. Реле-регулятор исправен — 14 В, перезаряжает аккумулятор — больше 14,2 В, недозаряжает — меньше 13,8 В. Вспомните о погрешности измерений: обычный прибор с ценой деления 0,5 или 1В неПАЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ26 ЗА РУЛЕМ 7/94