ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛОНа Украине появилась дорожная милицияВ город Курчатов, что под Курском, возвращался КамАЗ. Директор местного магазина и водитель везли закупленные в Киевской области промтовары. Неподалеку от Глухова, когда до российской границы оставались считанные километры, из-за поломки пришлось остановиться. Дальнейшее бесстрастно изложено в милицейской сводке: "В 00 часов подошли четверо неизвестных и, угрожая металлическими прутьями, потребовали 200 тысяч рублей. После чего под угрозой насилия забрали 55 тысяч рублей, 8 долларов США, 4 рулона ткани "мокрый шелк", 75 детских костюмов и скрылись"... Продолжаю листать телетайпограммы, стекающиеся в дежурную часть Главного управления ГАИ Украины. "На дороге Днепропетровск — Тирасполь возле села Зеленая Балка двое неизвестных в масках, угрожая автоматом и обрезом охотничьего ружья, закрыли трех водителей грузовых автомобилей в перевозимом контейнере, завладели их личным имуществом и скрылись"... А вот случай "покруче": в Одесской области группа бандитов преследовала КамАЗ несколько километров, стреляя из автоматов. Отстали лишь тогда, когда грузовик въехал на территорию тарутинского взвода дорожно-патрульной службы. Чудом уцелевший водитель насчитал в кузове 27 пулевых пробоин. Стоит ли после этого удивляться, что задержанный на посту ГАИ под Полтавой учитель музыкальной школы из Тюменской области Олег Дмитриевич Г. имел в своем ВАЗ-21011 нож, вмонтированный в ручку переключения передач? Хоть и слабенькая защита от бандитов, а все-таки спокойнее... На дорогах Украины, особенно ведущих в направлении Молдовы и дальнего зарубежья, Ростова и Северного Кавказа, сложилась криминогенная обстановка. Понятие "безопасность движения" уже не сводится к предупреждению аварий. Не менее зловещей угрозой стали разбойные нападения, грабежи и кражи перевозимых грузов. Поэтому в составе украинской госавтоинспекции создана дорожная милиция (ДМ), наделенная широкими оперативными полномочиями по пресечению и раскрытию преступлений. Аналогичных служб пока нет в других странах СНГ, не было их ив Советском Союзе. Традиционная дорожно-патрульная служба осталась теперь только в крупных городах и на дорогах местного значения. Вдоль дорог первой и второй категорий, а также в зоне государственной границы ее заменила дорожная милиция. Кроме инспекторов, патрулирующих закрепленные за ними участки, она имеет собственных сыщиков (то бишь оперуполномоченных уголовного розыска), дознавателей, экспертов-криминалистов, собаководов. Следователи привлекаются по мере необходимости из органов территориальной милиции и прокуратуры. На территории Украины уже работает 150 отделов ДМ. Набор инспекторов (все они, кстати, должны быть офицерами или прапорщиками) ведется на конкурсной основе. Учитываются образование, возраст, физическая подготовка. Форма ДМ не имеет принципиальных отличий от обычной милицейской. Но предусмотрены специальные нагрудные знаки, а также форменная спецодежда для несения службы в особых условиях (например, на мотоцикле). Как ни скудны сейчас бюджетные ассигнования, дорожную милицию стараются оснастить компьютерами. Создан банк данных об украденных и угнанных транспортных средствах. Если эта информационно-поисковая сеть, встав на ноги, объединится с российской, для автомобильных воров закончится вольготное житье. А пока что они вовсю пользуются расколом информационного и правового пространства бывшего СССР. Характерный пример: некто Мордасов, проживающий в Эстонии, укравший ВАЗ-2109 в Москве и случайно задержанный спустя два месяца в Донецкой области (техпаспорт показался инспектору сомнительным). Вернемся к эпизоду с КамАЗом из Курской области: грабители были в тот же день пойманы с поличным сотрудниками Глуховского отдела ДМ. Имущество и деньги возвращены потерпевшим. Преступникам не повезло вдвойне: милиция сработала четко, а груз оказался законным. Последнее бывает далеко не всегда. Просматривая оперативные сводки, диву даешься, сколько криминальных грузов перевозят нынче по дорогам. Наркотики (на Украине это чаще всего маковая соломка). Оружие. И масса краденого: от трех поросят до тридцати тонн сахара. Вор, будучи ограблен, не спешит в милицию с заявлением, и бандитов это очень вдохновляет. Здесь надо упомянуть, что украинская милиция имеет широкое право досмотра транспортных средств "в установленных законодательством случаях". Могут проверить не только груз, но и личные вещи. Попытки воспрепятствовать этому официально караются штрафом в размере от одной до трех минимальных зарплат. Думается, что российским водителям, собирающимся на Украину, лучше узнать об этом заранее... Итак, на дорогах Украины идет беспрецедентный эксперимент. Как говорится, дай Бог ему удачи. Но в повседневной борьбе с ворами, контрабандистами, бандитами не отступят ли на задний план интересы безаварийного движения? Статистика — коварная вещь. В конце 80-х годов на украинских дорогах ежегодно гибло до десяти тысяч человек. В 1992 году погибло немногим более восьми с половиной тысяч, в 1993-м — около семи с половиной. Создается иллюзия благополучия. Ведь ни ГАИ, ни дорожники не стали работать лучше, а водители отнюдь не прониклись уважением к правилам движения. Топливный кризис — вот и вся причина. Как только горючего станет вдоволь, Украину ждет небывалый рост ДТП. И что же тогда - восстанавливать дорожно-патрульную службу? Очень хотелось бы ошибиться в этих прогнозах. Точки над "i" в украинском слове "м!л1ц1я" расставит время. г. Киев Л. САПОЖНИКОВВОЗМЕЩЕНИЕ - ВСЕМ ПОСТРАДАВШИММожно долго говорить о причинах высокой аварийности, о том, что общество не осознает значимость этой проблемы. Можно ссылаться на различные правила и законы ис горячностью доказывать хорошо известные истины. Но... случилась авария.ГАИ, возможно, определит виновников ДТП и совместно с судебными органами примет к нарушителям надлежащие меры. А дальше что? На какие деньги восстанавливать машину? В Гражданском кодексе Российской Федерации есть статья о полном возмещении ущерба личности и ее имуществу. На практике же она, увы, не действует, поскольку компенсировать его должен конкретный виновник ДТП, независимо от его финансового положения. Ну, а если у него такой возможности нет, если нарушитель неплатежеспособен или получил серьезную травму, или, не приведи Господь, погиб в аварии? Что тогда? Остается только рассчитывать на себя самого. При виде столкнувшихся автомобилей в ожидании ГАИ всегда вспоминаются кадры из зарубежного кино. Там участники ДТП с милыми улыбками обмениваются визитками и спокойно разъезжаются. Происходит это потому, что во всех странах Европы, за исключением бывшего Советского Союза и Албании, существует так называемое обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами. Оно предусматривает обязательный для каждого владельца ежегодный страховой взнос в одну из страховых компаний и гарантирует полное возмещение ущерба пострадавшему, включая замену или ремонт его автомобиля, оплату лечения и моральную компенсацию. И все это за счет компании, а не виновника ДТП. Размеры страховых выплат весьма внушительны и могут достигать нескольких миллионов долларов в случае гибели человека. При страховании эффективно действует механизм, отстаивающий интересы и самого водителя, и страховой компании. Она, как любая коммерческая организация, заботится, естественно, о своих финансах и не станет выбрасывать деньги на ветер, а значит будет всегда защищать интересы своего клиента. Допустим, ей удастся доказать хотя бы частичную вину дорожников в аварии, и она непременно потребует с них соответствующего возмещения ущерба. В этом случае дорожным службам придется расплачиваться за то, что они не обеспечили безопасных условий движения автотранспорта на том или ином участке. Так обстоят дела там. Немногим, наверное, известно, что закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" давно разработан иу нас, но уже более двух лет лежит "на полке" в высших государственных инстанциях. Законопроект предусматривает, в частности, возмещение любого ущерба потерпевшим в ДТП непосредственно через специальные фонды, которые обязаны оперативно его компенсировать. Средства на эти цели должны вносить владельцы всех транспортных средств в виде обязательных взносов. С принятием Закона автоматически решался бы ряд проблем судебной практики, связанных с возмещением материального ущерба, а кроме того, стимулировалось дисциплинированное поведение на дорогах, безопасное вождение. Этим целям должны служить льготы на страховые взносы при безаварийной езде и значительное их повышение при совершении ДТП. В этом случае водитель будет кровно заинтересован в том, чтобы ездить без нарушений Правил, повышать мастерство вождения и не допускать аварий. Если мы к этому придем, тогда, возможно, сообщения с дорог России перестанут напоминать сводки из районов боевых действий. А все мы, водители и пассажиры, почувствуем себя в этой жизни немного уверенней. Е. ПЕГОВ, Минтранс РФ ЗА РУЛЕМ 7/94 41