12
13
:--.у. •„.:-'•ДРЕД*•I1тшГ\J~\\О ft. Ос XX сЕta ОКСЕсли спросить первого встречного, чем знаменит сегодня ГАЗ, то в ответ почти наверняка можно услышать о "ваучерном скандале". Увы, не о новых моделях "Волги", не о прорыве на внешний рынок, а о шумном разбирательстве аж на правительственном уровне зигзагов приватизации одного из гигантов российской автомобильной отрасли. Хочется верить, что, когда читатели получат этот номер "За рулем", в шумной истории будет поставлена точка. А сейчас о другом — о технической политике заводагиганта, оказавшегося, как и многие другие предприятия отрасли, в тяжелейшей ситуации. НИ СЕЛУ, НИ ГОРОДУ В отличие от отраслевых собратьев-монополистов, занятых только производством автомобилей, к тому же одного узкого класса, ГАЗ, строившийся по образу и подобию "Форда", имеет более широкую программу. Здесь и военная техника (известные БТРы и БРДМы), и велосипеды, и стиральные машины. Автомобильная часть этого спектра была представлена правительственными лимузинами, выпускавшимися по нескольку сотен в год, пока их не свернули вовсе, легковыми машинами среднего класса — 70 тысяч в год и средними же грузовиками — 300 тысяч в год. Такой рыночный регулятор, как спрос, никакого отношения к обоснованию этих цифр не имел. Плановая экономика тем и хороша, что избавляет от "лишних" мыслей: задана директива — работай. Ну, например, на магистральных перевозках лучше использовать супертяжеловозы. А на роль городского развозного фургона больше подходит полуторатонник. "Газовский" же класс, в котором завод совершенствовался многие годы, в мире особого распространения не получил. Но идти своим путем нам не привыкать! Наступила пора повальной дизелизации. Не обошла она и ГАЗ. До 70% горьковских грузовиков забирало сельское хозяйство. Естест12 З РУЛЕМ 7/94 А венно, ему же предназначался и дизельный ГАЗ-4509. Но дизель в сборе со сцеплением, коробкой передач и навесным оборудованием чуть не вдвое тяжелее, чем бензиновый мотор. Грузовик, который должен сопровождать комбайн в поле, попросту... тонет передним мостом в пашне. Выходит, не только отсутствие средств у покупателей сдерживает спрос на нижегородское дизельное чудо. Внедорожный ГАЗ-66, выпускаемый с незначительными изменениями с 1963 года (!), довольно удачен по конструкции, но прожорлив сверх всякой меры. Как только его перестала покупать армия, спрос мгновенно катастрофически упал. Изменит ли что-то замещение нынешним летом "вечно голодной" бензиновой "восьмерки" на дизельную "четверку" с турбонаддувом — покажет будущее. В общем, с ноября прошлого года из четырех "грузовых" конвейеров ГАЗа работает только один, да и тот — в одну смену при четырехдневной рабочей неделе с перебоями. При этом несколько десятков тысяч грузовиков просто стоят непроданными. Сложившуюся ситуацию на заводе осторожно называют "кризисом сбыта". Наверное, правильнее было бы вспомнить о родимом пятне капиталистической экономики — кризисе перепроизводства. России не нужны сегодня 300 тысяч нижегородских грузовиков в год. ТАКИХ грузовиков.шшшVolQQ"ЧАЙКА" УТОНУЛА В "ВОЛГЕ"? На фоне стагнации "грузового" производства бурная деятельность в "легковом" выглядит даже несколько горячечной. В 1993 году объем выпуска здесь вырос чуть не в полтора раза и достиг рекордной отметки — 100 тысяч автомобилей. Пресловутые рыночные регуляторы показывают, что действительно пользуется спросом, и завод в непрестанной борьбе с поставщиками ухитряется наращивать производство, то есть как-то на этот спрос реагировать. Казалось бы, радоваться надо! Тем более, что зарабатываемые деньги дают шанс выжить всему автогиганту. Но последнее время приучило нас радоваться если не с калькулятором, то уж по крайней мере с цифрами в руках. "Волга" ГАЗ-24 нынче справит свой двадцать пятый день рождения. Нет никакого сомнения, что она встретит и юбилейную — тридцатилетнюю дату. Как ее ни назови -24, -2410,-3102, -31029 — она остается той же самой "Волгой". Изменения, коснувшиеся двигателя, кузова, отделки салона, даже если их описать в многокрасочном, богато иллюстрированном буклете, до понятия "новая модель" не дотягивают. Конечно, в автомобильной истории встречаются долгожители конвейера. Но сегодня это, как говорится, уже не смешно. Чем же объясняется такой бум вокруг "Волги"? Вспомним о калькуляторе. Сегодня цены "Волги" и вазовской "99-й" почти сравнялись. Но классом нижегородская машина все же повыше. А по сравнению с зарубежными "одноклассниками" "Волга" куда дешевле. Так что у потребителя выбора особого нет: за такие деньги сегодня можно купить только такую машину. Но на ГАЗе этого будто бы не замечают. С полной уверенностью один из руководителей завода говорил мне о "высокой репутации "Волги" в нашей стране, как надежной и долговечной машины". Ну, а развивая "надежную и долговечную", здесь и дальше идут путем частичных усовершенствований . У дизайнеров мне удалось подсмотреть очередную такую ступень. Она стояла задком к входной двери. И, признаюсь, он покорил меня архитектурной новизной. Передок у "новинки" остался от модели -31029. Но самый потрясающий эффект дал профиль . Цвет " м окрый асфальт", специфическое освещение, планшеты с изображением старых "газовских" машин и смелыми эскизами художников создали нужный антураж. И вдруг стало совершенно очевидно, что передок, сработанный по моде начала 80-х, и задок в стиле конца тех же 80-х "пришпандорены" к средней — салонной — части середины 60-х..."БУРЛАКИ"НА"ВОЛГЕ" Справедливости ради надо признать, что угрозу жесткой конкуренции в Нижнем Новгороде ощущают. "Кризис сбыта" отрезвил. Если придется поднимать цену — а это почти неизбежно, — то хрупкое равновесие между "советским" качеством и "мировой" ценой будет нарушено. Станет выгоднее покупать "Мерседес". Чем же страхуются на ГАЗе? На прошлогоднем "Мотор-шоу" в Москве в экспозиции ГАЗа впервые появился "Бурлак", пикап на шасси "Волги" — и вызвал интерес. Идея получила быстрое развитие. Если первый был выполнен на стандартном шасси, то у новых база увеличена на 300 мм. Причем грузовая платформа лежит уже на раме, сопряженной с лонжеронами передней "половинки" стандартного кузова. Размерность автомобиля среднего класса (по отечественной классификации) позволяет возить грузы до одной тонны. У фургона на таком шасси пол езный объем 4,5 м3 , что соизмеримос РАФом. В нем вполне могут разместиться носилки с лежащим человеком, сопровождающий персонал и даже реанимационное оборудование. Впрочем, пикап и фургон — лишь начало гаммы. Ее развитие предусматривает цистерну, прицеп-роспуск и даже самосвал.много ни мало — десять тысяч новых машин. ГАЗ, похоже, станет и монополистом в производстве микроавтобусов. РАФ остался за границей. Гянджа (бывший Ленинабад) тоже, да к тому же ив зоне боевых действий. Впрочем, и при благоприятном раскладе до начала производства там — версты немереные. ЕрАЗ не в лучшем положении. В пределах родного отечества ходили какие-то слухи о конверсии в Брянске, но и они затихли. А микроавтобусы ох как нужны! На нижегородскую полуторку рассчитывают "Скорая помощь", милиция и еще целая очередь "спецпотребителей". А это — гарантированный госзаказ, за который так бьются коллеги за границей. Даже не имея собственной службы маркетинга — на ГАЗе она только создается, — нижегородские автостроители рассчитывают, что основные надежды на выживание можно связывать именно с полуторкой. Естественно, что всех интересует "сердце" нижегородской надежды. Наши читатели уже познакомились с двигателем ЗМЗ-4062.10 (см. ЗР, 1993, № 4). Сегодня этот двигатель уже поставлен в Заволжье на конвейер, им комплектуют часть автомобилей -3102, появится он и на -31029. Этот же мотор займет место в соответствующем отсеке полуторки. Принципиальные решения в его конструкцииГАЗ-3302 — базовая модель семейства новой полуторки. С новымсемейством для массового производства и впрямь беда. Семейство такое задумано, и давно. И ГАЗ-3105 был вэтомсемействевсего лишь вариантом "люкс". Но свертывание "Чайки", которое произошло несколько лет назад, форсировало работы над ее преемницей, чью роль и сыграла новая "Волга". Если обычно вариант "люкс" появляется позже "стандарта", то в этом случае все вышло наоборот, и сам "стандарт" остается туманной перспективой. А -3105, по сути, выделилась в самостоятельное семейство. Новая концепция выглядит так. В разрабатываемом семействе, предназначенном к серийному производству, где используется много решений, найденных на -3105, будет и вариант "люкс", причем выпускаемый на конвейере. В таком случае -3105 в том габарите и для тех целей, как она существует сейчас, потеряет актуальность. И вот тогда ПАМС — производство автомобилей малых серий — вернется к представительским машинам. Будет ли это лимузин размерности "Чайки" с тремя рядами кресел или другой — покажет время. Но "Чайка" еще взлетит — нижегородцы в этом уверены. Только когда? (Подробный рассказ о "Волге" ГАЗ-3105 читайте в одном из ближайших номеров журнала.)"Бурлак" первого поколения — пикап на шасси "Волги" дали жизнь целому семейству — около двух десятков двигателей. Продолжается работа и по усовершенствованию традиционной "четверки". Оба КБ — и на ГАЗе, и на ЗМЗ — работают над собственными дизелями. Обе конструкции рассматриваются применительно к "Волге" и полуторке. Находятся они на разных стадиях, но, к сожалению, обе достаточно далеки от конвейера. СПАСЕНИЕ - В РАБОТЕКонечно, те же пикап и фургон будут подороже, чем аналогичная продукция "Ижмаша", но и потяговитее. Верно ли просчитана перспектива? Начавшееся индивидуальное строительство пока только обещает бум, но ведь когда-то он, наконец, наступит. Так что же : автомобиль среднего класса — потребителю из нарождающегося среднего класса? НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА Кризис сбыта грузовиков наглядно показал, что они не могут больше составлять 80 процентов программы. На ГАЗе видят три направления. "Волга" ГАЗ-3105 будет существовать как из соображений пропагандистских ("можем, если захотим!"), так ив качестве полигона для отработки сложных современных технических решений. Второе направление — массовая "Волга". Если окончательно рухнет репутация шикарного по совковым меркам седана, на смену ему придет целая артель "бурлаков". И, наконец, третье направление, имеющее все шансы стать основным в самой ближайшей перспективе завода, — это долгожданная полуторка. Сейчас полным ходом идет подготовка производства на одном из бывших "грузовых" конвейеров. До конца нынешнего года предполагается произвести ниВ Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ГАЗа есть подразделения, на которые, как и на "легковой" конвейер, не распространяются вынужденные выходные пятницы. Более того, многие инженеры прихватывают и субботы с воскресеньями. Несмотря на тяжелое экономическое положение, финансирование конструкторских работ не прекращается: ведь именно они открывают заводу перспективу выживания. Конечно, ГАЗ слишком велик и инертен, как дредноут, и требуется немалое умение (не только и не столько конструкторов), чтобы перевести его на новый курс, не потеряв управление. Н. Новгород-Москва А. СОЛОПОВ Фото Г. Видманова, В. Князева и ТАССЗА РУЛЕМ 7/94 13