Москва еще недавно удивляла иностранцев полной свободой парковки автомобиля — где вздумалось, там и ставь, хоть даже под знаком "Стоянка запрещена". Риск невелик — штраф пустячный. Однако за последние годы транспортная обстановка в столице не просто изменилась, а ощутимо накалилась. Заметно возрос автомобильный парк, и тут же последовали такие "западные" болезни, как транспортные пробки, а также "дорожное желе", или, как говорят американцы, "джем" — ползущий со скоростью пешехода транспортный поток, обволакивающий все вокруг ядовитыми отработавшими газами. Взвинченные нервы водителей в сочетании с поразительным безразличием стражей дорожного порядка превращают такой "джем" в российский беспредел. Кто-то рванет по встречным полосам, кто-то норовит по тротуарам проскочить. Один начинает, другие подхватывают, а результат известен — еще больший затор, столкновения автомобилей, наезды на пешеходов... Одна из причин паралича движения — "зашлаковывание" транспортных артерий стихийными, дикими парковками автомобилей. Сужается проезжая часть, падает пропускная способность дороги, которая и без того уже почти исчерпана. В столице, как и раньше, нет мест для законной, пусть платной, парковки автомобилей в стороне от проезжей части, и это при том, что в центре города идет фантастически быстрый рост числа магазинов, офисов, банков и других мест постоянного притяжения транспорта.Прошло два с лишним года. Транспортные пробки уже совсем одолевают город, а платные стоянки так и не появляются. И тогда решили московские власти... усилить карательные меры. Вышло в свет распоряжение мэра города от 11 января 1994 года "О мерах по развитию службы эвакуации и блокировки колес автотранспорта в г. Москве". Этим актом создается АО "ЮНАЭС" — международное акционерное общество "Автомобилизация, экология иВ сложных ситуациях мы привыкли обращать взор на Запад: а у них там с этим как? Взять хотя бы Берлин, который по насыщенности транспортом близок к Москве. Там много платных стоянок для временного хранения автомобилей. Такса — две марки в час. Есть стоянки под открытым небом, есть в специальных зданиях, под землей. Можно найти свободное место для временной парковки и на улице, где нет запрещающего знака. Экономишь деньги, а иногда и время. Но если при парковке на улице, даже там, где стоянка не запрещена, машина кому-то будет мешать — жди кары. Например, оставил автомобиль так, что перегородил выезд со двора, — любой, кому это мешает, может позвонить в полицию. Приедет с полисменами автомобиль-эвакуатор, отвезет автомобильпомеху на близлежащую полицейскую стоянку. Водителя-нарушителя ждет штраф 30 марок и еще 150 марок за работу эвакуатора. Разыскать исчезнувший автомобиль нетрудно с помощью той же полиции. Данные о машине вводятся в компьютер, звонишь — сразу сообщают. Все же в Берлине эвакуатор — крайняя мера, которая применяется лишь в тех случаях, когда автомобиль стал помехой движению. За иные нарушения правил стоянки наказывают штрафом — 30 марок. Никаких блокираторов колес. Но наказание неотвратимо. Право заложить под "дворник" автомобиля штрафную квитанцию дано любому сотруднику полиции, а не только дорожным полицейским.КАК ЛЕЧИТЬ ПОРОЖНЫЙ СКЛЕРОЗ"?безопасность". Оно и будет блокировать, а по истечении определенного срока эвакуировать неправильно припаркованные автомобили. Для хранения арестованных машин строятся пять спецстоянок общей площадью 5,5 гектара. Количество автомобилей-эвакуаторов будет доведено до 150. Норма на один эвакуатор — пять автомобилей в сутки. Опять же по истечении определенного срока не востребованный владельцем автомобиль ждет очередная кара: его продадут... Ну как тут не вспомнить еще одну народную мудрость: "целовал ястреб курочку — до последнего перышка". Естественно, московские автомобилисты затосковали. Появились тревожные отклики в печати. Основной их мотив — "варварские методы борьбы с варварством", а иначе — не умеем. И еще обращают внимание на то, что новое распоряжение, как, впрочем, и то, которое ему предшествовало, противоречит действующим законам. В обход кодекса РФ об административных правонарушениях вместо ограниченного какими-то рамками штрафа за нарушение правил остановки и стоянки вводится штраф "безразмерный", то есть автомобилист-нарушитель должен будет оплатить блокировку и деблокировку, эвакуацию, хранение на спецстоянке. Прибавьте к тому же "упущенную выгоду", связанную с арестом средства передвижения. Что же до продажи вовремя невостребованного автомобиля, то тут очевидное нарушение закона "О собственности", который объявляет недействительными все акты, нарушающие права собственника на владение и распоряжение своим имуществом.Нельзя сказать, что московские власти совсем уж не реагируют на "дорожный склероз". Нет, не подумайте, что они строят транспортные развязки, новые магистрали — ничего подобного нет ив помине, но "меры принимаются". Вспомним решение о строительстве разгрузочных платных стоянок. За ним последовало известное постановление от 6 августа 1991 года "О применении принудительной эвакуации и блокировки колес автомобилей в г. Москве". Разумно, не так ли? Сперва создают условия для порядка, а потом появляются средства для наказания нарушителей. Именно в такой последовательности, а не наоборот. Но это, как говорится, по идее. А в жизни нашей многое идет от пословицы "что ни шаг, то не так". Еще ни одной разгрузочной или удерживающей стоянки (был план построить такие при въездах на Садовое кольцо) не соорудили, как появились на центральных улицах закупленные за рубежом автомобили-эвакуаторы. А вскоре — и блокираторы на передние колеса проштрафившихся автомобилей, которые водители прозвали "кандалами". И еще. Появились пешие водители с перекошенными лицами — вернулся туда, где поставил автомобиль, а его след простыл. Вот и гадай — угнали, украли или только эвакуировали... Куда звонить, кого спросить, где искать? Ищи где-то на Рябиновой улице, а "где эта улица, где этот дом"?Неуплата штрафа в положенный срок влечет за собой пеню. Платить приходится больше. Еще одна любопытная деталь. Следят за нарушением правил парковки преимущественно женщины-полицейские, наряду, конечно, с остальными сотрудниками полиции. Как видим, лечение "дорожного склероза" московские власти начали вопреки логике с самого легкого — с запрета. Как бы лекарство не оказалось горше самой болезни. Такова, впрочем, неумолимая логика административного восторга и неизбывной привычки все дорожно-транспортные проблемы перекладывать на "крайнего" — на автомобилиста. Платные стоянки в городе появятся еще нескоро, а наказывать, карать и тем самым уже "лечить болезнь", да еще ис прибытком в городской бюджет, это — сразу. Нет, нет, не подумайте, что мы в принципе отвергаем самые строгие меры против вседозволенности, против тех, кто демонстративно оставляет автомобили на остановках троллейбусов, паркует их там, где ему удобно, закупоривая на несколько часов проезжую часть и мешая всем нам. Для них и существуют во всем цивилизованном мире блокираторы и эвакуаторы. Но, повторимся, применяют их с умом, а главное — создают условия, которые не провоцируют, а предупреждают такие действия. Д. ДАНИЛОВ ЗА РУЛЕМ 7/94 43