ВАЗ-21099За четыре месяца после предыдущего отчета редакционная "девяносто девятая" прошла еще двенадцать тысяч километров, так что общий пробег составил сорок семь тысяч. О ее поведении в этот период рассказывает А. ЧУЙКИН.Все неприятности, которые доставила нам машина, случились в последние дни. На подмосковном шоссе нас "подрезал" торопливый "жигуленок" - пришлось притопнуть по педали тормоза, после чего автомобиль с трудом удалось удержать на дороге: заклинило правое заднее колесо. Постояли на обочине, подергались потихоньку взад-вперед - колесо отпустило, и мы добрались до редакции, естественно, "соблюдая необходимые меры предосторожности". Оказалось, с тормозной колодки сорвалась накладка, которую уже трудно было узнать после разборки узла - ее измочалило, словно тряпку. Следующие несколько неисправностей заставили вспомнить шоферский афоризм: "хороший звук наружу вылезет". Конечно, очень трудно сразу определить источник стука, гула или хруста, но и ждать его явного проявления в виде поломки какой-либо детали неразумно. Как говорил Винни-Пух в известном мультике: "Это ж-ж-ж — неспроста!" Поэтому, чем скорее вы избавитесь от постороннего "ж-ж-ж" в своей машине, тем меньше хлопот будет потом. Наша "девяносто девятая" в основном бегает по Москве, так что пятую передачу на ней используют редко. Но случилось выехать за город, где ускоряющая передача сразу понадобилась. И тут сквозь шум дороги и набегающего воздуха стало слышно, что пятая "поет" - это был тонкий, не вызывающий тревоги звук, похожий на шум от качения колес по хорошему асфальту. Звук этот нарастал, хотя и очень постепенно. Но после тридцатикилометрового броска по пустынной дороге, когда свернули на АЗС, услышали тонкий скребущий звук словно колесо трется о пластмассовый подкрылок. К сожалению, мы ошиблись: это был "голос" коробки — шум пропадал при выключенном сцеплении. Путь нам предстоял неблизкий - еще 650 километров, но поскольку лежал он не куда-нибудь, а в Тольятти, мы решили продолжать поездку, не пользуясь пятой передачей. Километров сто после этого передачи включались с трудом, но постепенно все пришло в норму, и мы на четырех передачах без проблем достигли цели. На ВАЗе после демонтажа и разборки коробки выяснилось следующее. Пластмассовый сепаратор игольчатого подшипника (см. рис.), на котором вращается шестерня пятой передачи вторичного вала, расплавился, а сами шестерни в дороге перегрелись настолько, что в их ступицах появи-Задняя часть коробки передач: 1 - картер; 2 ведомая шестерня пятой передачи; 3 - синхронизатор; 4 - вторичный вал; 5 - крышка; 6 - сапун; 7 - первичный вал; 8 - ведущая шестерня пятой передачи; 9 - пластина, фиксирующая подшипники.оне замков ремней безопасности. Это в салон "просился" дополнительный глушитель, потерявший одну из двух резиновых подушек подвески. Поставив новую подушку, мы успокоили его, но ненадолго - через 300 км порвалась такая же деталь у основного глушителя. Еще одной неполадки, сопровождаемой характерным шумом, пока не было на редакционном ВАЗ-21099, но она встретилась на "Самаре" нашего сотрудника. Речь о подшипнике передней ступицы (на фото). На переднеприводных автомобилях он один, но с двумя рядами шариков. Подшипник дает знать о неисправности очень неприятным гулом, тональность которого меняется от скорости. При поворотах звук ненадолго пропадает - вследствие того, решили мы, что неисправный подшипник разгружается. Следовательно, если тишина наступает в правом повороте, пора менять правый подшипник, и наоборот. Как правило, это справедливо для "классиков" с однорядным подшипником. В нашем же случае оказалось иначе: поврежденный подшипник звучал при снятии с него нагрузки, в чем мы убедились после разборки ступицы. Это не аксиома, но в большинстве случаев, как объяснили нам на ВАЗе, в их машинах гудит разгруженный подшипник. Правильно определить источник шума совсем несложно. Вначале заметьте, в каких ситуациях звук пропадает. Затем, обязательно подложив под колеса хорошие упоры, поднимите поочередно передние колеса. Пустите двигатель и включите третью или четвертую передачу (не волнуйтесь, автомобиль не поедет - благодаря дифференциалу вращаться будет только вывешенное колесо). Если при одном из этих двух опытов вы услышите сильный гул, меняйте подшипник в поднятом колесе. Если же шума не будет в обоих случаях - значит, ваш подшипник попал в небольшой процент гудящих при нагрузке и вы сможете определить это при движении на поворотах быстрее 40 км/ч. Вернемся к нашей "девяносто девятой". В очередной раз доставил неприятность кронштейн растяжки передней подвески, точнее, площадка его крепления. Появившуюся здесь трещину пришлось заваривать в надежде, что повторять работу больше не придется. Но бывает, срывается резьба в гайках крепления кронштейна. Гайки эти расположены в полости, образованной панелью рамки радиатора и нижней поперечиной на усилителе, к которому они приварены. Устранить такую неисправность можно следующим образом. Выбиваем старые гайки внутрь балки (три-четыре удара молотком через подходящую проставку). К новой гайке привариваем электрод и сбоку вводим ее внутрь балки, после чего остается только совместить гайку с отверстием - приваривать ее необязательно. Выступающий конец электрода можно удалить либо загнуть на случай, если снова придется заниматься подобной работой. ЗА РУЛЕМ 7/94 25Типичное повреждение беговых дорожек подшипника (питтинг), вызывающее характерный шум. лись цвета побежалости. Причина? Повреждение уплотнителя (сальника) на штоке выбора передач, через который вытекало масло. Из-за понижения его уровня и пострадала в первую очередь пятая передача: ее шестерни, расположенные выше других, испытали "масляное голодание". Пришлось их заменить (сальник, разумеется, тоже). Тут нужно сделать два замечания "по поводу". Во-первых, недостаток масла в коробке заметить трудно - для контроля за его уровнем нужна эстакада или яма, иначе пробку контрольного (оно же заливное) отверстия не отвернуть. Намного удобнее сделано на "Оке", где есть щуп в коробке, которым уровень масла проверить так же легко, как в двигателе. Во-вторых, "живучесть" коробки передач приятно удивила - четыре передачи нормально работали при сниженном почти наполовину уровне масла. Звуковое оформление другой неисправности нас даже позабавило. При торможении слышался стук из-под пола в рай