НЕУКРОТИМЫЙ БРАЗИЛЕЦПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ГОНЩИКАБывают автомобильные Д |М| Р ТОНAOFHHI - » ! автомобильные А7Е гоншики милостью Впжьей 1DI гонщики милостью Божьей. гЛ¥ш\ I ЧУПлЛvtr лг1Г Они являются нам огненным росчерком на небосклоне — кометой. Айртон Сенна да Силва — даже не комета. Звезда первой величины. Сегодня его знает весь мир и будет помнить долго, долго. Гонщиков, решивших в свою пользу уравнения формулы 1 хотя бы раз, немало, но тех, кто делал это многократно, становился чемпионом мира, — горстка. Выигрыш же трех и более чемпионских титулов — вообще удел - единиц. В их числе — Сенн важный и напористый, стичный и неукротимый, тичный и рассудительный. Этот причудливый спла" честв был причиной его стей и огорчений, успе> неудач. Иногда казалось, что ба Великого Гонщика предначертана Сенне свыше. Какой- то сверхъестественный дар позволял ему найти незримый баланс между силой сц< ния шин с дорогой и тяп усилием, между окончанием торможения и началом разгона, между риском и осмотрительностью. Это был поистине виртуоз в своем деле, oi ный талант. Может быть, судьба благоволила к Сенне. Сын состоятельных родителей, кот инстинктивно почувствс его призвание, он не знал материальных трудностей, не переживал из-за отсутствия спонсоров — шел к цели так, как хотел. Впервые на соревнования по картингу Сенна вышел в июле 1973 года, тринадцатилетвсего начинать в Англии, где традиции ним подростком. Через пятнадцать лет кольцевых автомобильных гонок — он уже чемпион мира. Нет, не по картиндавние и прочные. гу — а в формуле 1, в супермире техниАйртон первенствовал на чемпионаческих и технологических новинок и те "Тоунсэнд" на Британских островах в сверхвысоких скоростей. 1981 году. Гоночный автомобиль формулы "Форд 1600" он сменил в 1982 году Говорят, что богатым все дается на машину формулы "Форд-2000" и вылегко — впереди всегда катится монета. шел опять на первое место. На следуюК счастью, она определяет далеко не щий год — еще ступень: формула 3. Бравсе — лишь помогает не заблудиться в зилец выиграл первенство Англии 1983 исканиях, дорогу же приходится прогода на этих машинах, и ему открылась таптывать самому. Картинг требует умедорога к вершине славы. ния точно и быстро переключать переСенну называли автоголиком. Он, дачи, филигранно управлять машиной в словно увеличительное стекло, концен"толкучке", учит, как заставлять мотор трировал лучи своего внимания на одпеть "бельканто". И все же не деньги ной проблеме. Учеба в университете принесут с собой этот опыт —. работа, Сан-Паулу, женитьба, бизнес имели работа, работа. лишь право на существование, не более. Результат? Победа в южноамериАвтогонки царствовали в его сознании. канском чемпионате по картингу в 1977 Как-то "само собой" он овладел негоду, выигрыш второго места на персколькими языками, приобрел разновенстве мира в 1979 и 1980 годах. Карсторонние знания, преуспел в бизнесе. тинг — первая ступень лестницы к Но это попутно — с гонками. звездам. Восхождение по ней лучшен ей jMmbonсвоих чемпионских титула i, 1990, 1991 гг.) Сенна завое> рулем автомобилей "Мака . н". Айртон Сенна да Силва (21.3.1960 — 1.5.1994), кумир зрителей и герой формулы 1. Главное же — формула 1. Старты рядом с такими асами, как Лауда, Пике, Прост, Мэнселл. У них он учился, их стремился превзойти. "ТоулменХарт", "Лотос-Рено", "ЛотосХонда", "Мак-Ларен-Хонда", "" iK-Ларен-Форд", "Вильямсо" — вот машины, на кото; он шел к успеху. Неукротимый бразилец ти всегда выступал под стать своим возможностям. Он был недосягаем в дождь, виртуозно вел автомобиль на технически сложных трассах, с ним было трудно бороться на трассах скоростных. В итоге три выигрыша мирового чемпионата (1988,1990,1991), два вторых места (1989, 1993) и одно третье (1987). Он 160 раз участвовал в розыгрыше Больших призов, 65 раз занимал первое место на старте, 41 раз финишировал победителем, 19 раз показывал в гонке лучшее время круга. Роковым оказался 161-й старт. Айртон Сенна да Силва лидировал в гонках на Большой приз СанМарино в Имоле (Италия), вылетел с трассы и погиб. Он осветил мир формулы 1 словно комета. И потух, словно комета, распавшись на тысячи ярких воспоминаний. Нелегкий в общении, интересный в беседе, сосредоточенный за рулем, неординарная личность, он стал эпохой в истории мирового автомобильного спорта. Л. ШУГУРОВяг У