ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИБИЗОНЭто не только американская дикая корова, а еще и название грузовика, о чем журнал сообщил в № 12 за 1993 год. Прошло немного времени, и вот в феврале мы снова собрались на родину железного "Бизона" — в Тольятти получать машину для редакционных испытаний. Их началу посвящен материал И. ТВЕРДУНОВА. Оказалось, "Бизон" за прошедшие полгода изменился. Кузов с панелями из гофрированного металла — вместо прежнего, из плоских листов, к тому же комплектуется теперь дугами для тента. По заказу на машину устанавливают защитные решетки ("кенгурятники") спереди и сзади. Не знаю как насчет сильного удара, но от досадных вмятин и царапин при маневрах это приспособление способно защитить. Задняя решетка прикрывает низко расположенные фонари. Выглядит такая защита вполне эстетично, в отличие от многих самодельных, напоминающих раскладушку. Кроме того, машину (опять же по желанию заказчика) оборудуют буксирным устройством или продадут ее вместе с прицепом. Другие изменения менее заметны с первого взгляда. Усилены элементы рамы. Чтобы не разрушались опоры подрессорников, теперь устанавливают мощные резиновые подушки от грузовиков ГАЗ. "Бизон", как и "Нива", не отличается умеренностью в потреблении топлива, поэтому бензобак от ВАЗ-2104 оказался мал: пробеги между заправками были коротки. Его заменили более вместительным — от "Волги". Да, чуть не забыл. Всего за триста рублей на крыло вашей машины прилепят табличку, оповещающую, что это и есть "Бизон", ну а за девятьсот — получите наклейки с двух сторон и еще на задний борт кузова. Не знаю, улучшают ли финансовое положение фирмы жалкие рубли, содранные за неяркую маленькую наклейку. Логичнее было бы превратить борта кузова в рекламный щит. Поверьте, смысл в этом есть: интерес к "Бизону" просто ошеломляет. Люди оглядываются, показывают пальцем, встречные "дальнобойщики" высовываются из окон. Водитель "шестерки" с горьковскими номерами, у которого мы попросили воронку для переливания бензина, долго цокал языком и восхищался: "Что буржуи, сволочи, из "Нивы" сделали". Да не буржуи: сами, чай, не лыком шиты! Вот где бы пригодилась яркая реклама с реквизитами фирмы. Каждому встречному объяснять что да откуда — язык отсохнет. Но вернемся к началу путешествия. Документы оформлены, ключи получены — садимся в машину и сталкиваемся с пер24 З РУЛЕМ 7/94 Авым неудобством: некуда положить личные вещи. Места под сиденьем и за ним заняты инструментом, ножным насосом, громоздким винтовым домкратом. Под кузовом достаточно пространства, где можно расположить и ящик для инструмента и даже предусмотреть крепление одной или нескольких канистр, но оно не используется. В конце концов расположились, навалив поклажу на колени пассажиру. Вскоре убедились, что слухи о непригодности "Бизона" для высокого водителя сильно преувеличены. Правда, чтобы отодвинуть кресло, пришлось снять подголовник, который упирался в стенку кабины. Тысячекилометровый путь от Тольятти до Москвы, по рассказам "знающих" людей, изобилует целыми полчищами кровожадных рэкетиров, рыскающих в поисках более или менее новых транспортных средств. Несмотря на то, что обстоятельства максимально способствовали лихому промыслу (холод, ночь, метель), ни наш автомобиль, ни мы сами никому "не приглянулись". Единственный, кто заинтересо вался "Бизоном", — инспектор ГАИ, и то потому, что мы превысили скорость в населенном пункте. Вернемся к "Бизону". Первый фокус он выкинул еще на родине — в Тольятти: погасла левая фара. Ковыряться с ней в темноте и на морозе не стали, благо габаритный фонарь был в порядке, а до рассвета оставалось недолго. Выбравшись из города, обнаружили, что шоссе покрыто снегом, на открытых местах ветер намел целые сугробы. Здесь "Бизон" показал свои лучшие качества. Никаких намеков на занос, ни одной попытки забуксовать. Полный привод — то, что нужно на наших зимних дорогах. Надо сказать, перед выездом на машине поменяли резину: вместо универсальной ВЛи-10 поставили родную "нивовскую" с вездеходным протектором. Эта замена оказалась очень кстати. Когда проехали Сызрань, взошло солнце, утих ветер, и дорога стала почище. Однако наледи — тут и там, обочина хотя и расчищена от снега, но представляет собой ледяной вал изрядной высоты. "Бизон" и здесь не сплоховал. Несколько раз пришлось, спасаясь от нахальных встречных грузовиков, "прихватить" правыми колесами скользкую обочину — машина вела себя безукоризненно. Представляю, чем мог закончиться такой "эксперимент" на классических "Жигулях". Ни для кого не секрет, что покрытие наших дорог далеко от идеального: выбоин, канав — в изобилии. Здесь чувствуется "бизоний" норов: машина пытается "козлить". Хотя до настоящего "козла" — УАЗ469 — по части прыжков "Бизону", слава Богу, далеко. Вертикальные колебания кузова быстро гаснут и не вызывают рысканья автомобиля. О том, что ты едешь нагрузовике (пусть и маленьком), напоминает, кроме жестковатой подвески, тугой руль, требующий немалых усилий. Рулевое колесо от "шестерки" — тонкое и скользкое — на редкость неудобно. Где-то на полдороге случился второй "электрический" отказ: "вырубился" задний левый поворотник. Проверили лампочку — цела. Дальше разбирать не стали. Двигатель и ходовая часть сюрпризов не преподнесли. Правда, мотор сначала не желал тянуть: "скисал" на подъемах, требовал низшей передачи. Новый движок берегли и следили больше за тахометром, чем за спидометром, — три с половиной тысячи оборотов, не больше. Сначала этому режиму на четвертой передаче соответствовала скорость 70-75 км/ч. Потом двигатель разошелся и при тех же оборотах разгонял "Бизон" до 90-95 км/ч. Да и подъемы стал брать достаточно резво. Еще в Тольятти нас предупредили: не заправляйтесь в Пензе — нальют солярки. Не послушались — под видом (и по цене) "девяносто второго" получили полбака не понятной горючей жидкости. Двигатель выразил свой протест "звоном пальцев" при первом прикосновении к педали газа. Пришлось сдвинуть распределитель и разбавить пензенский "бензин" прихваченным с собой в канистре из Тольятти АИ-93 — красным, этилированным. Чем "Бизон" порадовал в дороге? В машине тепло. "Жигулевская" печка достаточно мощная, а кабина маленькая — получается Африка. А вот зеркала заднего вида трясутся на тонких ножках, смазывая изображение. Закрепить их надежно — дело не простое. Сорвав резьбу, отказались от попыток хоть как-то зафиксировать зеркала. Благо, во внутреннем обзор назад неплохой (если, конечно, в кузове пусто). Но и оно отвалилось, когда до цели оставалось метров двести. В самом конце пробега, на улицах Москвы, "Бизон" опять продемонстрировал отличные зимние качества. Пошел снег, дорога покрылась снежно-солевой кашей. (Трассу, кстати, чистят намного лучше, чем улицы столицы.) Поток полз с черепашьей скоростью, машины таскало из стороны в сторону. Наш же полноприводный грузовичок шел так, словно под колесами сухой асфальт. Ну все, приехали. "Бизон" на стоянке перед редакцией. Можно расслабиться и подвести итоги: дорога ниже среднего, бензин на заправках — дрянь, культура у водителей не на высоте — могут ив "лоб" выскочить, а уж дальний свет почти не выключают. Зато "Бизон" порадовал: устойчивый, достаточно удобный. А все эти мелочи — зеркала, лампочки, отсутствие места для инструмента — можно считать детскими болезнями. Будем надеяться, с возрастом они пройдут — хорошо бы поскорей. Ведь другой машины такого класса в стране пока нет.