НЕ СПРАВИЛСЯ С УПРАВЛЕНИЕМ. ПРУЖИНЫ, РЕССОРЫВ предыдущих номерах журнала (№ 5 и 6) инженер Э. КОНОП рассмотрел влияние на устойчивость и управляемость автомобиля шин и шарниров подвески колес. С егодня поговорим об упругих элементах. Кого ни спроси, как поведет себя автомобиль, если осели пружины или рессоры, в ответ, как правило, услышишь: "Будет жестко ехать". Иногда добавят, что машина опустится и будет цеплять всякие выступы на дороге. Это верно, но главным все же надо считать ухудшение устойчивости и управляемости, поскольку безопасность движения важнее комфорта. Об этом, к сожалению, забывают или не знают многие автомобилисты. Пока автомобиль еще не стар, проблем с пружинами, рессорами, торсионами, как правило, не бывает (поломки их, случающиеся "в молодости", в общем-то, исключение). Если детали подвески работают правильно — без люфтов, заеданий и заклинивания, то углы установки колес при срабатывании подвески на неровностях дороги изменяются по заданному конструкторами закону. При движении по ровному прямому шоссе, например, силы и их моменты, действующие на передние колеса, симметричны, они друг друга уравновешивают — и автомобиль идет прямо, не отклоняясь без причины. А стоит такой причине возникнуть — например, подует боковой ветер, — подвеска среагирует на это должным образом, ослабив его действие. Короче говоря, автомобиль устойчив. После нескольких лет интенсивной эксплуатации в силовых элементах машины накапливаются усталостные повреждения, в том числе в пружинах. Одна может просто сломаться, другая "сесть". Бывает, что явной просадки вы еще не видите, но несущая способность пружин уже снижена, притом в разной степени. Что тогда происходит с устойчивостью, например, "Жигулей"? При сжатии пружин передней подвески углы развала колес меняются сложным образом: сначала развал увеличивается, затем, при сильном сжатии пружин, начинает даже уменьшаться. Кто-то справедливо скажет, что рядовому автолюбителю от этого ни холодно ни жарко. Да — пока слева и справа будут происходить одинаковые отклонения. Когда же одна из пружин просела, а другая нет, симметрия подвески нарушается, автомобиль начинает постоянно и упорно тянуть в какую-то сторону. Большинство водителей подобное поведение машины не связывают с пружинами и не считают проявлением какой-либо серьезной, опасной неустойчивости. Действительно, увод автомобиля в сторону в данном случае легко парируется рулем — и только. К опасным выкрутасам, вроде ввинчивания в поворот, машина не стремится. Но не надо забывать о том, что, когда на ходу вам постоянно приходится удерживать машину на заданном курсе рулем, соответствующие силы сходятся в месте контакта шин с дорогой и потому, чем сильней парируем рулем увод, тем быстрей изнашиваются шины, да и расход бензина увеличивается — страдает кошелек. "Ладно, — скажет кто-то, — я уж заплачу, сколько надо, и не морочьте мне голову всей этой наукой!" Хорошо, но беда в том, что все сказанное справедливо только для ровной, гладкой дороги, каких в нашей державе, строго говоря, нет. А на дороге с привычными нам "волнами" автомобиль поведет себя уже по-другому. При каждом прыжке углы развала колес меняются, но не в заданных конструкторами пределах, а в произвольных, поскольку поведение левого и правого колес существенно различается. В результате автомобиль раскачивается поперечно — с боку на бок. Этому должны препятствовать амортизаторы (о них разговор — в следующий раз) и стабилизатор поперечной устойчивости, — но на старом автомобиле и они тоже, как правило, работают не лучшим образом. Раскачивание автомобиля в поперечном направлении — явление опасное. Если теперь мы вспомним о пружинах (или рессорах) задней подвески автомобиля, то, не влезая в дебри автомобильной науки, отметим, что ослабление рессоры с одной стороны приводит к заметному крену кузова в эту сторону (в этом многие смогли убедиться лично). Значит, симметрия сил в передней подвеске опять-таки нарушается — с последствиями, о которых мы говорили. Задняя зависимая подвеска с рессорами вместо пружин имеет свои плюсы и ми-Жесткостные характеристики пружин подвески: 1 — ВАЗ-2101, -21011,-21013, -2103, -2105, -2106, -2107; 2 — BA3-2102 и -2104. нусы. Рессоры, как правило, работают не только как упругий элемент, но выполняют еще и функции направляющего аппарата — если на "Жигулях" положение заднего моста относительно кузова задается штангами подвески, то на "Волге" их задачу решают рессоры. Наверное, всем доводилось видеть машины, движущиеся как бы боком. Это от того, что задний (реже передний) мост ушел в сторону (обычно после ремонта). Нормально "стоять " на дороге такая машина не может. Причину мы уже рассмотрели: все та же недопустимая асимметрия автомобиля. Еще хуже ситуация, когда отламывается проушина рессоры — и к тому, что было сказано о влиянии на устойчивость просадки рессор, добавляется возможность произвольного смещения балки заднего моста на какой-то угол относительно нормального положения. Теперь, наверное, понятно, почему требования, которые должны выполняться при замене упругих элементов подвески, такие категоричные. Вернемся к "Жигулям". Во-первых, на каждой оси левая и правая пружины должны быть одной и той же группы жесткости — "А" или "Б". Пружина передней подвески группы "А" (маркированная желтой краской) под нагрузкой435+15 кгс должна быть длиннее 232 мм, а пружина группы "Б" (зеленая маркировка) — длиной 232 мм или чуть меньше. В задней подвеске пружина группы "А" под нагрузкой 295+13 кгс должна иметь длину больше 273 мм, а пружина группы "Б" — ровно 273 мм или меньше. В продаже можно встретить пружины со светло-коричневой и синей маркировкой. Это пружины для универсалов ВАЗ-2102 и -2104, более "сильные", чем у седанов. Благодаря чему? Только увеличенной длине: если у обычной пружины (например, для ВАЗ-2106) размер без нагрузки 434 мм, то у усиленной 455 мм (см. рисунок). Будучи установленной в подвеску автомобиля, она оказывается дополнительно сжата на 21 мм и потому способна нести дополнительную нагрузку. (Между прочим, если увидите в продаже чудовищные пружины небывалой длины, знайте, их произвели неграмотные кооператоры. Автомобиль на таких пружинах становится жестким, как допотопная телега. Все хорошо в меру!) Усиленные пружины проверяют под нагрузкой, увеличенной на 30 кг. При этом длина коричневой должна быть больше 278 мм, а синей — ровно 278 мм или меньше. Ясно, автолюбитель проверять не станет — не на чем. Его ориентир — цветовые метки. Чтобы автомобиль был достаточно устойчив, пружины передней и задней подвесок, как правило, должны быть одной жесткостной группы. В исключительных случаях завод разрешает устанавливать сзади пружины группы "Б", если впереди пружины группы "А", но не наоборот! Многим нашим умельцам жизнь диктует другие требования, и легковой автомобиль становится средством для перевозки строительных материалов, картошки и навоза. Тогда старательно усиливают заднюю подвеску, не считаясь с перспективами поломать узлы, как-либо с ней связанные, — кронштейны, упоры, лонжероны и т. п. Ведь нагрузки на все эти места резко возрастут. А что с устойчивостью? Если задок автомобиля сильно поднят, подвеска начинает работать так, что при крене автомобиля, например, на повороте, балка заднего моста смещается на некоторый угол относительно вертикальной оси, создавая избыточную поворачиваемость: автомобиль охотней, чем нужно, входит в поворот, иногда с заносом. (Вспомните недавний разговор о шинах. Здесь похожая картина.) Когда же кузов относительно заднего моста установлен правильно, крен вызывает недостаточную (в крайнем случае — нейтральную) поворачиваемость, улучшая устойчивость на повороте. Далее, машина с жесткими пружинами хуже держит дорогу, поверхность которой неровная, волнистая и т. п. — ведь амортизаторы-то те же самые! Не надо забывать, что характеристики их и пружин строго согласованы. И тут особенно опасной становится езда на легкой, пустой машине по дороге со скользким, мокрым покрытием. При установке проставки толщиной 21 мм под стандартную пружину характеристики ее совпадают с характеристиками усиленной (для универсала). Вам же могут предложить и проставки вдвое более толстые — они вряд ли полезны. Если у вас "Волга" или "Москвич" и вы собираетесь усилить рессоры, то все сказанное распространяется и на них. Устойчивость может ощутимо ухудшиться. Отсюда вывод: не стоит нарушать заводские характеристики подвески — опасно для жизни! А потому просевшие пружины и рессоры, не дожидаясь их поломки, меняйте на новые. З РУЛЕМ 7/94 А 55