было, открывайте в автомобиле окна и включайте "печку" — она отбирает от двигателя довольно много тепла. Неприятную ситуацию может осложнить остановка мотора, часто из-за паровой пробки в бензонасосе. Выручит тряпка с водой — ее кладут на насос и обильно поливают, чтобы он остыл и заработал. Бывалый автолюбитель всегда возит с собой небольшой запас воды. Литров пяти хватит на все: вымыть руки после дорожного ремонта, смыть грязь с ветрового стекла и фар, остудить насос, утолить жажду... Наконец (тоже бывало!) погасить небольшой пожар, пока он не разгорелся. Вы надеетесь на огнетушитель? К сожалению, все они не отличаются надежностью. "Аш-два-о" куда вернее, хотя не всякий пожар ею погасишь. И тем не менее... Однажды у автолюбителя прямо в салоне вспыхнул пролитый при ремонте бензин. Он среагировал точно: накрыл пламя подвернувшейся под руку простыней и тут же залил водой — сработало! ЭКОНОМИТЬ НА ФИЛЬТРАХ — СЕБЕ ДОРОЖЕ Смазочная система. Здесь главное — вовремя менять масло и фильтр. Правда, двигатели старых машин порой так пожирают масло, что оно, по сути, всегда свежее. Но это не относится к фильтру: на изношенном двигателе он забивается грязью куда быстрей. Менять его надо вовремя, иначе... Один из читателей поделился печальным опытом: на его "Волге" по дороге в дальние края застучал мотор. Во время ремонта, занявшего неделю и стоившего кучу денег, выяснилось, что масляный канал в коленвале был настолько забит грязью, шлаками, нагаром, что масло вовсе перестало поступать к шатунным вкладышам, и те, разумеется, расплавились. Таков результат езды на плохом масле (какое подвернется) и слабой фильтрации. Система питания. Говоря коротко, нужно, чтобы бензин исправно подавался из бака в карбюратор, а последний правильно работал. Это, сами понимаете, зависит и от состояния "воздушной" части — насколько хорошо поступает воздух через фильтр. Бензин может подаваться из бака слабей, чем требуется, по разным причинам: неисправен сам бак, например, образовалась пробка грязи в вентиляционной трубке, а если в бак не поступает воздух, то и бензин из него не откачаешь. Грязь может перекрыть и сам топливопровод, особенно в соединениях металлических и резиновых трубок. Бывает, что много грязи скапливается на входе в бензонасос. Нередко случается, что насос не в полном порядке. Скажем, обветшали, коегде прохудились диафрагмы — и производительность насоса упала. Один из признаков этого (независимо от причины) — нормальная работа мотора на малом газе или при небыстрой езде, появление глубоких провалов с "прыжками" автомобиля, когда вы пытаетесь дать газу побольше. Иногда грязь ухитряется скопиться прямо на входе в карбюратор, перед игольчатым клапаном. От этих бед в значительной степени спасает применение дополнительного топливного фильтра (если ваш автомобиль изначально им не оснащен). Одновременно уменьшается износ игольчатого клапана. Карбюратор летом приходится чистить чаще, особенно в районах степных, пустынных. В противном случае он заставит вас делать это, но в самых неудобных ситуациях: когда мотор станет глохнуть ночью, под дождем, посреди широкой улицы с многорядным движением. В автомобильном мире есть разные школы, всякие направления. Приверженцы одной из них, ярко представленной в нашей стране, считают, что вмешиваться в работу машины, пока та не просит, не надо. Но давно известно, что, придерживаясь идеологии невмешательства, настоящим знатоком, мастером никто не стал. И нередко "опытный" автолюбитель, сменивший за свою жизнь десяток автомобилей, в простейшей ситуации, например, при пробое "бегунка" в распределителе зажигания, ищет чьей-то помощи. Немало у нас и водителей-профессионалов даже с "первым классом", но примерно с таким же уровнем подготовки. Обидно за шоферскую братию! Так о чем речь? Да — если лето сухое, жаркое, пыльное, не ленитесь заглядывать в карбюратор. Тогда машина не подведет из-за пустяка, а случись беда посерьезней — тоже что-нибудь сообразите. Воздушный фильтр на большинстве современных автомобилей снабжен бумажным элементом. У него высокая эффективность очистки воздуха и малое сопротивление потоку. Поэтому, если вы норовите проездить со старым фильтром подольше, с мотором ничего не случится: в сущности, старый фильтр очищает воздух даже лучше нового. Но чем больше он забивается пылью, чем выше его сопротивление, тем больше величина разрежения в диффузорах карбюратора. Тогда, при прочих равных условиях, становится богаче смесь, растет расход бензина, повышается содержание СО в выхлопных газах, а мощность мотора начинает ощутимо падать, что опять-таки скажется на расходе бензина. Словом, весь "оркестр" расстраивается. Вывод: все стоит делать вовремя, чтобы избежать неприятных сюрпризов.В сотрудничестве с АНПК "Резерв" из Самары, разработавшим резиновую смесь ИРП-1287 на основе фторкаучука СКФ-26, были изготовлены новые маслосъемные колпачки. Их сравнительные испытания со штатными колпачками из акрилатной резины Курского завода резинотехнических изделий (такими комплектовалидвигатели "жигулей"), а также изделиями фирм "Гетц" и "Эльринг" (обе — ФРГ) и другими дали обнадеживающие результаты (см. таблицу). Диаметральную усадку, показывающую степень старения материала, определяли по принятой методике: выдержкой деталей в специальной камере при температуре +150...-180°С в течение 72 часов. Расход масла через колпачки измеряли после 20 часов испытаний на специальной установке при температуре масла 120°С и частоте вращения коленвала 5600 об/мин.Выпускаемые и перспективные образцы колпачков АНПК "Резерв". Результаты испытаний некоторых колпачковМатериал 51-1537А-2 (акрилатная резина) FP-7510 (фтпркаучуковый) ИРП-1287 (фторкаучуковый) Диаметральная усадка, % 77...88 20...35 27...37 Расход масла, г/ч 0,2...0.74 0,01. ..0,04 0,02...0,05КОЛПАЧКИ НЕ ХУЖЕ ИМПОРТНЫХВладельцы " ж игулей " д огада ­ лись, что речь пойдет о маслоотражательных колпачках (сальниках), уплотняющих зазор междустерж ­ нями клапанов инаправляющими втулками. К сожалению, нередко они напоминают о себе через 30—40 тысяч километров, когда, задубев, перестают задерживать масло. Но так ведут себя только колпачки отечественного производства в двигат елях , выпущенных до 1993 года. И мпортныеже (из ФРГ, Ф ранции , Японии), которыми комплектовали часть двигателей " ж игулей " и все семейство ВАЗ-2108, с лужат более 100 тысяч километров. Каково положение с этими деталями сегодня? Слово специалистам В. БУРЬЯНОВУ, С. УДОВИЧЕНКО (ВАЗ), В. ПОДСТАВКИНУ (АНПК "Резерв"). В 1992 году возникла острая необходимость подобрать отечественный материал для колпачков, чтобы увеличить срок их службы по крайней мере до 125 тысяч километров пробега.В обоих случаях режимы соответствовали пробегу автомобилем примерно 30 тысяч километров. Старение колпачков из акрилатной резины стало заметным после "пробега" 10 тысяч километров, а после 30 тысяч они совсем потеряли эластичность. Колпачки из отечественного и импортного фторкаучука почти одинаково хорошо выдержали испытания. В конце 1992 года маслоотражательные колпачки АНПК "Резерв" были внедрены в производство — ими начали комплектовать двигатели семейства ВАЗ-2108 взамен импортных — "Гетц" и "Эльринг", а в начале 1993 года — взамен изделий Курского РТИ. Таким образом, ныне все двигатели на ВАЗе выпускают с колпачками АНПК "Резерв". К рометого , э ти детали поставляют ив продажу, причем качество их изготовления находится под контролем ВАЗа. К сожалению, никто не контролирует колпачки, попадающие на рынок от многих других предприятий. На их низкое качество жалуются автолюбители, доверившиеся рекламе, ярким, подделанным под иностранные этикеткам — вплоть до маркировки, вроде "Made in France". Кстати, на колпачках концерна "Резерв" (они кирпичного цвета) нанесена маркировка, показанная на рисунке. Кажется, ее пока никто не подделал. Опыт эксплуатации новых отечественных колпачков подтвердил их высокую надежность и долговечность. З РУЛЕМ 7/94 А 49