КОММЕНТИРУЕМ ПДДЗаместитель начальника Научно-исследовательского центра (НИЦ) БД ГАИ МВД России М. АФАНАСЬЕВ продолжает комментировать Правила дорожного движения. На очереди два очень важных раздела этого документа "Остановка и стоянка" и "Проезд перекрестков", в которых появились некоторые существенные изменения.ОСТАНОВКА И СТОЯНКАНачнем с того, что при сохранении основного требования при остановке и стоянке — ставить транспортное средство параллельно краю проезжей части, — иное расположение (под углом к бордюру) допускается теперь только в местах с уширением проезжей части. Речь идет о специально устроенных за счет широких тротуаров площадках для стоянки автомобилей у жилых домов, гостиниц, торговых заведений (рис. 1). Напомним, что старые Правила разрешали ставить автомобили под углом к краю проезжей части везде, "...где это не будет препятствовать движению других транспортных средств". Столь расплывчатая формулировка позволяла практически на любой улице построить "баррикады" из машин, поставленных под углом к бордюру. Чаще всего водители это и делали, создавая тем самым помехи движению. Теперь же для них исключена возможность самостоятельно решать вопрос о способе размещения автомобиля на стоянке, что должно повысить пропускную способность улиц и дорог. Естественно, в любом месте может быть установлен и иной порядок, но только с помощью разметки и знака 5.15 "Место стоянки" (возможно, с дополнительными табличками). Российские Правила запретили остановку транспортных средств на эстакадах, мостах, путепроводах, имеющих проезжую часть с одной или двумя полосами движения в одном направлении, и там, где остановившаяся машина создает помеху для пешеходов либо для съезжающих с дороги или въезжающих на нее других автомобилей. До 1 июля эти запрещения относились только к стоянке. Несколько изменились или, лучше сказать, стали более четкими требования к остановке в зоне пересечения проезжих частей, то есть на перекрестках. Теперь они сформулированы так; "Остановка запрещается... на пересечении проезжих частей и ближе 5м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу". Прежде всего надо разобраться, что означает понятие "пересечение проезжих частей", которое вызывало не совсем однозначные толкования. Это понятие распространяется не только на перекрестки, но и на другие пересечения и примыкания дорог, а именно на выезды с прилегающих территорий (см. определение термина в пункте 1.2 ПДД). На рис. 2 зона пересечения проезжих частей ограничена условными линиями, продолжающими края проезжих частей (заштрихованные зоны). Зигзагообразно показаны места, где остановка запрещена. Есть, правда, исключение: на рис. 2, б остановка напротив бокового проезда разрешена при условии, что расстояние между сплошной осевой линией разметки и остановившимся транспортным средством составляет 3м или более. Подобным же образом определяются зоны запрещенных остановок на перекрестках любых конфигураций, а также площадях, которые отличаются от перекрестков тем, что их территория превышает по размерам зону, образуемую пересекающимися проезжими частями. Остановка теперь запрещена на проезжей части (как в населенных пунктах, так и вне их) вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги, если видимость менее 100 м хотя бы в одном направлении. Напомним, что ранее это касалось только стоянки вне населенных пунктов. Стоянка, как и ранее, запрещена в тех местах, где запрещена остановка и, кроме того, вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 "Главная дорога" (на обочинах, естественно, стоянка не возбраняется). В разделе "Остановка и стоянка" появилось принципиально новое требование: оно обязывает водителя в случае вынужденной остановки в местах, где она запрещена, предпринять все возможные меры для того, чтобы отвести машину с проезжей части. Ранее в таких случаях требовалось лишь обозначить автомобиль включением аварийной световой сигнализации, что, кстати, необходимо делать и по новым Правилам. Новая норма призвана обеспечить большую безопасность движения и исключить возможность ДТП, особенно в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.«), 5м5иШШ/шWряпяяРис.2 ЗА РУЛЕМ 7/94 39