ПРО НАГАРРазобрав двигатель, редкий автолюбитель не почистит его внутри - грязи там бывает полно. Отчего она образуется, чем опасна и как ее удалить? Чтобы ответить на эти вопросы, наш корреспондент встретился со специалистами НАМИ А. МЕЛЕНЧУКОМ и А. ПЕРВУШИНЫМ. Все лишнее, что образуется и накапливается в двигателе в процессе его работы, принято называть отложениями. Они подразделяются на нагары, лаки и осадки, или шламы. Основную их часть дает моторное масло. С ним в двигателе происходят необратимые изменения - оно окисляется, разлагается. Попадая на горячие (очень!) детали двигателя, накапливающиеся в масле продукты окисления вместе с несгоревшим топливом образуют нагар. Его можно увидеть на стенках камеры сгорания, днище поршня,рая часть топлива (точнее, некоторые продукты окисления углеводородов и примесей) касается стенки камеры сгорания и днища поршня. Под действием высокой температуры и давления образуется твердый, трудноудаляемый нагар. Роль масла в этом процессе хоть и невелика, но заслуживает упоминания. Некая (очень незначительная) часть масла попадает в камеру сгорания обязательно - так называемый естественный расход на угар. Современные масла с большим количеством присадок бесследно не сгорают - то, что от них (конкретно - от присадок) остается, называется зольными отложениями. Кстати, чем лучше масло, тем больше в нем присадок по объему или массе, но, по-хорошему, сгорать они должны так, чтобы зольных отложений появлялось как можно меньше! Действительно, высококачественные масла - те, что с большим пакетом присадок, но малозольные. Нагар по теплопроводности близок к асбесту, поэтому ухудшает охлаждение камеры сгорания и способствует детонации; двигатель "просит" бензина с более высоклапанов и камеры сгорания - просто... сжечь их! Для этого можно хорошенько погонять за городом - работа двигателя на форсированных режимах под нагрузкой способствует выжиганию нагара. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать - поддерживать двигатель в состоянии, близком к новому. Пусть нагар будет, но небольшой. Здесь неоценимую услугу могут оказать моющие присадки к бензину. Вообще, присадки могут стать (а за рубежом уже стали) средством оперативного регулирования качества бензина Если почему-либо на заводе получилось топливо хуже заказанного, добавь присадку! Дороже? Да, но на низкокачественном бензине "там" никто не поедет. Кстати, отечественную присадку к бензинам "Афен" применяли именно на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Правда, это была присадка первого поколения, она могла отмыть только карбюратор. А сейчас в ходу препараты поновее, чистящие и топливную аппаратуру (форсунки, например), и впускной клапан. Такие присадки оченьРис. 1. Нагар в камере сгорания находится в динамическом равновесии: а поршень с наполовину очищенным днищем; б - тот же поршень через несколько дней работы.'сРис. 2. Работа поршневого кольца: а упругое кольцо дополнительно прижимается к стенке цилиндра давлением газов; б - закоксовавшееся кольцо, потерявшее подвижность.Рис.2ким октановым числом. Наросты нагара на впускном клапане мешают наполнению цилиндра, а иногда и плотной посадке клапана в седло, отчего он прогорает. Но не так все плохо. Довольно давно мотористы провели весьма наглядный опыт. Разобрав двигатель, на каждом поршне до блеска почистили по одной половинке днища, а другие - оставили черными, с нагаром. После сборки, через несколько дней работы двигатель снова вскрыли. Узнать, какую именно часть днища поршня почистили, было уже нельзя. Нагар снова лежал ровным слоем (рис. 1). Вывод: нагар в камере сгорания находится в динамическом равновесии. Проще говоря, он будет у вас в двигателе всегда - часть его постоянно сгорает, но столько же непрерывно нарастает. Но вот вопрос: сколько всего "нагорит"? Это зависит от многих причин. Первая - сорт бензина. Например, этилированный нагара образует больше. С большим содержанием серы - тоже. Плохого качества, с примесями - нечего и говорить. Частая езда на непрогретом двигателе с небольшой нагрузкой, на малых оборотах способствует накоплению нагара он просто не успевает выгорать. Кстати, есть старый способ удалить отложения с важны для наших условий ("благодаря" нестабильному качеству бензина), но, увы, не получили распространения. Желающим почистить топливную систему (для автомобилей с впрыском это очень и очень важно - "грязная" форсунка топлива не распыляет), камеры сгорания можно посоветовать самим выступить в роли НПЗ. Купите баллончик с присадкой какой-нибудь известной западной фирмы и добавляйте ее к бензину через 5000-10000 километров пробега. Применив присадку впервые, вы обязательно почувствуете эффект - двигатель "помолодеет", а потом не забывайте поддерживать это состояние мотора. Еще один вид отложений - среднетемпературные, или лаки. Менее твердые, чем нагар, цвета от желтого до черного, лаки образуются обычно в канавках поршневых колец, на гильзах цилиндров, на боковой поверхности поршня. Тут влияние топлива невелико, главный виновник образования лаков - масло. Нагар и лак на верхней кромке поршня и огневом пояске (часть боковой поверхности от днища до верхней канавки) ускоряют износ цилиндра; кроме того, выкрашиваясь, они попадают в поршневые канавки и лишают кольца подвижности (рис. 2). Закоксовывание поршневых колец выЗА РУЛЕМ 5/95 57Рис. 3. Низкотемпературные отложения на клапанной крышке двигателя "Таврии". Для сравнения коробка маслоотражателя очищена.впускном клапане. В исправном моторе за образование нагара несут большую ответственность качество топлива и условия работы; если же масло рекой течет в камеры сгорания через ставшие "деревянными" маслосъемные колпачки и изношенные поршневые кольца - из него-то и получается нагар! А когда его много, возможны всякие неприятности - вплоть до заклинивания клапанов в направляющих втулках и предельного уменьшения проходного сечения впускных и выпускных каналов. В общем, если мотор с аппетитом начал пожирать масло, ремонт лучше не откладывать. А что в исправном двигателе? Некото