16
17
Нет нужды говорить, сколь остры у нас проблемы общественного транспорта. Сегодня мы рассказываем, как, опираясь на зарубежных партнеров, помогают их решению два автобусных завода России Курганский, недавно отметивший сорокалетие, и Голицынский, которому всего пять лет "от роду".ехникаские линии Кургана, третий - в Челябинск. Конечно, единицы не решат проблему городского транспорта. Но коль есть в областном центре такой завод с крепкой производственной базой (об этом говорили все гости), почему бы не создать здесь, на АК "КАвЗ", головное производство городской машины? В Тюмени, Шадринске, кстати, готовы содействовать наладке производства комплектующих на местных предприятиях. Ведь дальнейшее изготовление и, главное, сбыт "икарусов" возможны только при"ИКАРУСЫ" ИЗ КУРГАНАОстрая нехватка городских автобусов ощутима во всей стране. Резкое сокращение импорта "икарусов", которые неплохо зарекомендовали себя в России, усложнило проблему. Потребители пассажирских машин с большой надеждой смотрят на автобусные заводы страны, которых в России осталось только три - Ликинский, Павловский и наш - Курганский. Нишу пытаются заполнить многие, даже ремонтные заводы, не учитывая, однако, что для решения такой задачи нужна соответствующая база. Акционерная компания "Курганский автобусный завод", известная выпуском "капотников" на "газовском" шасси, взвесив свои возможности, пришла к выводу, что созданные мощности, квалификация рабочих и инженеров позволяют изготовлять городские автобусы "Икарус". Правильность этого решения подтверждают три существенных фактора. Прежде всего, нет необходимости тратить время на адаптацию венгерского автобуса к российским условиям - он давно зарекомендовал себя здесь с лучшей стороны. Ресурс машины до списания 10-15 лет. Во-вторых, сервисная сеть для ремонта и обслуживания этих автобусов создана по всей стране. Наконец, немаловажным является то, что предприятиями России уже освоен выпуск запасных частей для "икарусов". Передний мост, например, предлагает сегодня ЛиАЗ, стекла —Бор, радиаторы - Шадринский автоагрегатный (ШААЗ), двигатель Д-463-10 - "Алтайдизель" и т. д. - всего более 800 наименований. Решающим для заключения договора о сотрудничестве стало посещение генеральным директором АО "Икарус" Андрашем Шемшеи окрасочного 16 ЗРЛМ 59 АУЕ /5 комплекса, который произвел на него прекрасное впечатление. Комплекс выполнен согласно международным требованиям, оснащен оборудованием ведущих европейских фирм: "Рексон", "Вагнер", "Грако" - и позволяет выпускать автобусы большого и особо большого класса с высоким качеством. -Господину Шемшеи достаточно было единожды пройти по цехам АК "КАвЗ", чтобы принять решение. Для выпуска "икарусов" на заводе организовали самостоятельное производство автобусов вагонной компоновки. В его состав вошли вновь построенные сварочный и механосборочный цехи, мощный сборочный комплекс с двумя конвейерными линиями и уже имеющийся окрасочный комплекс с двенадцатиметровыми камерами. В течение всего лета шла подготовка к предстоящей работе. И вот долгожданные "икарусы", вернее, машинокомплекты первой партии из 10 штук пришли на завод. К их сборке приступили в первой декаде октября 1994 года. Одновременно приехали венгерские специалисты, под чьим контролем началось совместное изготовление городских машин 260-й и 280-й серий. Все делается согласно документации, привезенной из Венгрии. Рабочие места оснащены оборудованием и инструментом, специально изготовленным инструментальным и ремонтно-механи- ческим заводами нашей компании. Сборка первых трех "икарусов" заняла три недели. На презентацию пригласили работников администрации и транспортников близлежащих областей, где проблема с городским транспортом не менее остра, чем в Кургане. 27 октября 1994 года из ворот сборочного корпуса вышли первые "кавзовские" "икарусы". Два из них - на город-IVснижении цены на машину. Автобус курганской сборки пока стоит на 5% дешевле венгерского. Задолго до сборки акционерная компания "Курганский автобусный завод" начала искать пути, которые дали бы возможность снизить цену. Самый реальный путь - производить узлы, детали, агрегаты у себя, а не импортировать. На заводе уже разработан бизнес-план, где сконцентрированы возможности наших предполагаемых партнеров в Курганской области. АО "Русич-КЗКТ", например, давно работает над гидромеханической коробкой передач, АО "Шадринский автоагрегатный завод" - над отопительными установками и т. д. Наверняка и за пределами Кургана найдутся предприятия, заинтересованные в кооперировании с АК "КАвЗ". Венгерская сторона готова оказать содействие в наладке производства из наших комплектующих. Идею "уральского автобуса" поддержал Совет экономической ассоциации "Большой Урал", объединяющей республики и области региона, с помощью которых АК "КАвЗ" могла бы решить проблему городского транспорта. Итак, в дальнейшем фирма намерена организовать на конверсионных предприятиях Урала и Сибири изготовление комплектующих и материалов, применение которых позволило бы значительно снизить цену автобусов, сделать их более доступными для покупателя. Сейчас АК "КАвЗ" активно работает над привлечением капитала и поиском партнеров, принимает заказы на изготовление любых модификаций "икарусов". Курган В. НАЗАРЕНКО, зам. директора ТОО "Вика-ЛТД" Читатель, интересующийся новостями автомобилестроения, конечно, помнит статьи и заметки о Голицынском автобусном заводе под Москвой, о первом совместном с "МерседесБенцем" проекте сборки и производства междугородных автобусов. Прошло уже пять лет, как подписано соглашение, но в последнее время Голицыне оказалось забытым журналистами. Что же происходит там сейчас? С дороги завод выглядит не слишком убедительно - большой серый цех и еще один, строящийся рядом, - видна крыша и колонны, а стены еще, как говорится, в проекте. Однако внутриЕРСЕДЕСЫ" ИЗ ГОЛИЦЫНОпервого идет работа - как полагается, каждый день, в две смены. Половина цеха пока не используется, но здесь готовят фундаменты под новое производственное оборудование. Строительство завода было начато в июне 1989 года, а первые автобусы "Мерседес-ОЗОЗ" собрали здесь уже в 1990-м. Именно их с помпой продемонстрировали тогда руководителям страны. На самом деле они даже не были полностью собраны в России: пришли из Германии своим ходом, а здесь только смонтировали и отделали салон. Справедливости ради заметим, что сборка салона междугородного автобуса - серьезная производственная задача, отличающаяся большой трудоемкостью. На следующий год строительство завода продолжалось; параллельно собрали еще два автобуса, а еще через год - уже 21. 1994 год оказался своеобразным рубежом для завода: здесь начали полностью собирать автобусы по технологии, имеющей заводское обозначение ЦКД-1. Теперь на Голицынском заводе целиком монтируют кузов, детали которого поступают из Германии, устанавливают "мерседесовские" агрегаты - двигатель с коробкой передач, передний и задний мосты с элементами подвески, другие узлы и агрегаты. Автобус -О303 - с несущим кузовом, поэтому его собирают в стапеле, так как ни один отдельно взятый элемент конструкции не обладает достаточной жесткостью без связи с остальными. Автобусные кузова, родившиеся в стапеле, перемещаются дальше на тележках от одного поста сборки к другому! постепенно обрастая многочисленными навесными деталями и обшивкой. Этот процесс заканчивается в окрасочной камере, где на готовый кузов наносят несколько слоев грунтовки и краски. По-видимому, качество покрытия не уступает немецкому, так как на кузов автобуса дается 12-летняя (!) гарантия от коррозии. Окрашенные кузова так же, на тележках транспортируют в другую часть цеха, где в отдельном помещении происходит окончательная сборка. Оттуда автобус выезжает уже своим ходом. Здесь же делают последние штрихи, такие, как установку молдингов и прочего декора, и проводят выходной контроль. За прошлый год собрали 37 автобусов по ЦКД-1, а в этом году завод намерен перейти к частичной комплектации кузовов деталями местного производства. Количество автобусов, собранных в Голицыне пока невелико, но ведь и цена не маленькая - самый "Россиянин", возможно, вскоре появится на улицах Москвы и других городов (фото вверху). Кузов окрашивают экологически чистым методом - в закрытой камере с системой воздушных фильтров.Последняя проверка перед отправкой заказчику.ЗА РУЛЕМ 5/9517